Школьные отличники поднимают ВВП

Грамотные, хорошо подготовленные кадры - залог успешного экономического развития любой страны. Тем не менее вычисление прямой связи образовательного уровня и уровня развития экономики - задача трудновыполнимая, и брались за ее решение немногие. Очередную попытку предприняли экономисты Стэнфордского и Мюнхенского университетов Эрик Ханушек и Лудгер Воесманн. В статье, опубликованной в мартовском номере журнала Education Next (его издает Институт Гувера, США), они сопоставили объемы ВВП 50 стран с результатами тестов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Поясним: раз в три года ОЭСР проводит авторитетнейшее исследование - тестируется уровень знаний 15-летних школьников по математике и естественным наукам. Тесты проходят 4500 - 10 000 человек из разных стран мира. Ответы, как правило, требуют аналитических способностей. К примеру, предлагается выбрать самый эффективный регион для установки ветровой электростанции, сравнив графики средней скорости ветра за год.

Ханушек и Воесманн взяли данные ОЭСР за 1964 - 2000 годы. Исследователи считают: взаимосвязь ВВП и знаний школьников во многом определяется открытостью экономики. Так, у стран с закрытой экономикой рост ВВП в среднем составляет 0,9 процента, с открытой - 2,5. Причем многое зависит здесь от продолжительности учебы в школе: каждый дополнительный год дает ежегодную прибавку к ВВП в 0,37 процента. Отдача тем выше, чем сильнее акцент на математику и естественные науки.

Уровень знаний ОЭСР оценивает по собственной шкале. Высший балл в ней - 1000 пунктов. Впрочем, добиться такого результата не удается практически никому. В 2006 году по результатам тестов максимум получила Финляндия- 563. Достижения США никогда не превышали 500 пунктов (в 2006 году - 487). Россия, увы, набрала еще меньше - 479 (в 1990-е годы - 500).

Раньше не было понимания, что образование влияет на экономику, посетовал не так давно министр образования и науки Андрей Фурсенко. Правда, в 1970-е годы во всевозможных документах было принято обсуждать влияние качественного образования на производительность труда. Цифры при этом назывались примерно такие: начальное повышает ее на 50 процентов, среднее - на 110, высшее - на 315. Однако по понятным причинам вопросов в данном случае возникает неизмеримо больше, чем ответов.

Сегодня важность "образовательной составляющей" обществом по-прежнему недооценивается, считают авторы доклада "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?", представленного недавно Общественной палатой президенту, Госдуме и правительству. По их оценкам, около 30 - 40 процентов ВВП формируется за счет интеллектуальных продуктов. Между тем, если сейчас не начать инвестировать в образование, через 10 лет планы по созданию инновационной экономики реализованы не будут, и Россия просто не выдержит международной конкуренции. Продолжение нынешних тенденций в ближайшие пять лет приведет к тому, что страна будет привлекать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что сегодня происходит, например, в сфере высшего менеджмента. Через 10 лет может рухнуть нерушимая, казалось бы, система РАН и Россия перестанет проводить собственные инновационные исследования.

Впрочем, мрачность прогноза уравновешивается его обнадеживающим ядром. Авторы доклада исходят из того, что российское образование имеет хорошие исходные предпосылки для развития. Согласно опросам социологов, 88 процентов семей считают, что их дети должны получить высшее образование. Предпочтение людям с вузовским дипломом отдают и работодатели.

Готовившая доклад группа экспертов подсчитала: для рывка в систему образования придется дополнительно вкладывать 0,7 - 1 процент ВВП. В течение ближайших трех-четырех лет эти вполне посильные для бюджета деньги должны идти на поддержку исследований в вузах, на формирование общедоступных электронных образовательных ресурсов, на оплату труда учителей.