18.03.2008 04:50
    Поделиться

    Архангельские депутаты придумали, как остудить горячие головы организаторов нелегальных азартных игр

    Помогут ли высокие штрафы победить игорный бизнес

    Завтра депутаты областного Собрания решат, повышать ли штрафы за нарушение запрета на игорный бизнес. Разработчики закона считают, что суммы от 50 тысяч до миллиона рублей остудят горячие головы организаторов нелегальных азартных игр.

    Скорее жив, чем мертв

    Напомним, избавить регион от тотального лохотрона должен был областной закон о запрете игорного бизнеса, который вступил в силу с 1 января этого года. Но свернули бизнес далеко не все предприниматели, а иные после вступления запрета в силу открыли новые залы.

    Только когда силовики и органы власти стали действовать сообща, появился результат. Как утверждает начальник архангельской милиции общественной безопасности Михаил Иванов, в городе не осталось залов игровых автоматов. Но это не означает безоговорочную победу закона. Не исключено, что часть бизнеса ушла в тень. Проводятся проверки, в том числе по сигналам горожан.

    Как считает разработчик законопроекта депутат облсобрания Виктор Казаринов, увеличение штрафа до шестизначной цифры остановит предпринимателей, которые намереваются открыть подпольный бизнес. Практика показала, что штраф в несколько тысяч рублей для предпринимателя, получающего ежедневно с каждого автомата до ста тысяч, - все равно что дробинка для шкуры слона.

    Впрочем, стрелы закона направлены не только на потенциальных нарушителей. Данные областного УВД показывают, что о живучести отдельных представителей игорного бизнеса можно слагать легенды. Сейчас на территории области на непостоянной основе (то есть по гибкому графику, ночью, да и то не каждой) работают 17 игровых залов. Больше всех - в Северодвинске и Архангельске. Не закрылись также залы в Няндоме, Котласе, Коряжме и Каргополе.

     В Северодвинске, например, на прошлой неделе оперативники обнаружили нелегальный игровой зал. Милиционеры составили протокол, нарушителям грозит штраф. По словам начальника отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке северодвинского УВД Оксаны Андриянец, милиционеры могли бы вывезти игровое оборудование. Но помещений, чтобы хранить его, нет. А органы правопорядка отвечают за сохранность изъятого имущества. Штрафами же игровиков не запугаешь. Специалист уверена: надо ужесточать наказание.

    Бескозырная карта

    Предприниматели, в свою очередь, дают понять: бизнес, обещающий миллионы, не намерен сдаваться. В Северодвинске одна компания по поводу наложения ареста на свое имущество обратилась в арбитражный суд.

    Представители другой фирмы, с санктпетербургской пропиской, пошли еще дальше и обратились в Конституционный суд РФ. Свою позицию они обозначили в письме, которое пришло в редакцию "Российской газеты" в Архангельске.

    Предприниматели называют методы органов правопорядка незаконными. В письме они говорят о грубости, запугивании, применении физической силы. Бизнесмены жалуются на изъятие оборудования в Коряжме, Няндоме, Вельске. Говорят, что милиционеры фабрикуют документы для привлечения к ответственности лиц, не имеющих распорядительных функций, и на их основании задерживают работников игорных заведений "на сутки". Незаконным называют и решение суда в Няндоме о приостановлении деятельности предпринимательницы, у которой игровики арендовали помещение.

    Главным же нарушением закона бизнесмены считают региональный запрет. Правила, установленные на федеральном уровне, позволяют организаторам игорного бизнеса, имеющим лицензию, работать до 30 июня 2009 года. С другой стороны, регионы вправе вводить запрет для всех, независимо от наличия и срока действия лицензии. Эту норму юристы компании сочли противоречащей Конституции, в статье 55 которой говорится: в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    Наши эксперты из тех, что ратуют за запрет игорной деятельности, единодушны: правила, которые вводят регионы в отношении азартного бизнеса, должны соблюдаться. Как отметил один из собеседников корреспондента "РГ", видимо, предприниматели не доросли до понимания верховенства закона, а не личной выгоды.

    С автоматом под маской

    Специалисты не исключают, что вскоре появится новый фронт борьбы с азартными развлечениями. Бизнес ответил на ужесточение закона мимикрией: в Архангельске, например, вместо залов игровых автоматов открылись четыре лотерейных и три развлекательных интернет-клуба. То же самое - в Северодвинске и других городах области.

    Владельцы- в основном те же, что и у игорных заведений. Клубы зачастую работают в тех же помещениях, добавив к вывескам пару слов, свидетельствующих о смене профиля.

    Не очень изменилась и суть игры. В лотерейном клубе посетителю предлагают купить за 100 или 500 рублей лотерейный билет. С уголка стирают краску, и становится ясно, есть ли выигрыш. "Неудачники" отправляются к терминалам - можно поиграть на половину стоимости лотерейного билета.

    Плюс такой лотереи: в новые заведения практически не ходят малообеспеченные люди, пенсионеры. Не жалуют они и интернет-клубы, где предлагается сыграть в азартные игры через всемирную паутину.

    По словам начальника управления по торговле и потребительскому рынку мэрии Архангельска Елены Поповой, лотерея - трансформированный вариант игорного бизнеса. Попова пояснила корреспонденту "РГ", что муниципалитет не дал ни одного разрешения на этот бизнес: предприниматели действуют по федеральным лицензиям.

    Органы правопорядка уделяют сменившим декор заведениям внимание, насколько позволяет закон. В Северодвинске проверили документы в одном из "обновленных" залов. Сертификаты на автоматы для лотерей в заведении не представили, но нет и документов о том, что оборудование предназначено для игорного бизнеса.

    Зацепок маловато: федеральный законодатель запретил чисто игорный бизнес, но не сказал о его подвидах. Но специалисты изучают законодательство. В Череповце, например, суд принял решение, что лотерея с применением игровых автоматов все же представляет собой игорный бизнес, а значит, она незаконна. Быть может, подобная практика будет применяться и в Архангельской области.

    Поделиться