18.03.2008 01:59
    Поделиться

    Челябинский ТЮЗ фантазирует на тему "Золотого ключика"

    Известный театральный режиссер Юрий Жигульский поставил "Золотой ключик" по собственной инсценировке. Вольная фантазия призвана оживить действие и перенести сказочных героев из кукольного театра Карабаса Барабаса в реальную жизнь.

    Не стоит опасаться, что жанровое определение "фантазия по мотивам сказки Толстого" изменит до неузнаваемости любимую пьесу и всем с детства известных героев. Здесь Буратино такой же деревянный и наивный человечек, такие же плутоватые Лиса Алиса и Кот Базилио, тот же печальный Пьеро, такая же длинная-предлинная борода у Карабаса Барабаса. Вот только мера сказочной условности здесь сильно уменьшена по сравнению с оригиналом.

    По воле Юрия Жигульского Мальвина и все ее друзья больше не ожившие куклы, а настоящие живые актеры маленькой театральной труппы. Лиса и Кот еще недавно были ее ведущими артистами, но уволены как зазнавшиеся и несознательные элементы. Народный целитель Дуремар, торгующий лечебными пиявками, был в этом театре администратором и выгнан за жульничество. Сам Карабас Барабас лишен угрожающей мощи, характерной для этого сказочного персонажа, - это интеллигентного вида человек с дурным воспитанием и непомерными амбициями. Очень реалистическая, местами знакомая картинка из быта провинциального театра.

    Недаром Жигульский несколько десятков лет посвятил детскому театру - он хорошо знает особенности восприятия сегодняшнего юного зрителя. После того как нынешние дети отведали вкус волшебной метлы Гарри Поттера, им подавай современное волшебство! Их больше не обманешь и не удивишь говорящим пуделем, кордебалетом лягушек и трехметровой бородой. И все-таки без сказочности ни один "Золотой ключик" не обойдется. Поэтому при волшебных обстоятельствах на пути Папы Карло оказалось волшебное бревно. Очень сказочной получилась сама атмосфера постановки: создатели спектакля правильно расставили акценты. Поэтому дети реагируют на то, на что и должны реагировать: девочки в зрительном зале внимательно, с чувством, рассматривали карамельные платья Мальвины, мальчики хохотали над карикатурными полицейскими, гоняющимися за персонажами.

    Спектакль получился бы идеальным, если бы такое напряженное внимание маленьких зрителей сохранялось на протяжении всего действия. К сожалению, статичность массовки и малохарактерность главных персонажей не добавляют ни зрелищности, ни динамики. Плюс ко всему нужно хорошо знать текст сказки, чтобы понять, о чем говорят герои, - до того негромко и невнятно звучат со сцены длинные диалоги Буратино и его друзей. Прибавьте к этому бережное отношение к тексту: Юрий Жигульский почти не сокращал Алексея Толстого, - спектакль растянулся на два часа с копейками. Премии зрительских симпатий, если бы такие раздавались на каждом спектакле, получило бы нынче сказочное болото: волшебная и очаровательная тетушка Тортила и ее звонко квакающие подопечные.

    Поделиться