Экологическое обеспечение химического разоружения в Брянской области - под надежным контролем

 

Ликвидация боевых отравляющих веществ (ОВ) - процесс сложный, требующий особенного контроля как со стороны специалистов, так и со стороны надзорных органов, таких как Ростехнадзор. О задачах и функциях ведомства в рамках федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" рассказывает заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области Василий Мотылев.

Василий Мотылев: Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации является реальной необходимостью, вызванной как необходимостью избавления от потенциальной угрозы технологических катастроф, так и требованиями выполнения Россией международных обязательств, принятых после подписания специальной международной конвенции.

Реально существует опасность дальнейшего хранения боевых ОВ, и с каждым годом она усугубляется. В первую очередь для людей, проживающих рядом с арсеналами химоружия. Не может быть даже тени сомнения в том, что принято единственно верное решение - уничтожить химическое оружие и технологические линии по его производству. В соответствии с конвенцией срок ликвидации - 29 апреля 2012 года. Кстати, такое оружие должна уничтожить не только Россия, но и США и все страны, им обладающие.

РГ: Остается не так много времени.

Мотылев: Но ведь немало уже и сделано. Федеральная целевая программа была принята еще в 1996 году. Для ее реализации Федеральное агентство по промышленности, Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, органы государственной власти Брянской области приступили к созданию на территории области объекта по утилизации боевых ОВ. К настоящему времени в России сформирована и четкая нормативная правовая база, которая строго регламентирует ведение работ по уничтожению химического оружия.

РГ: Какова роль в этом процессе Ростехнадзора?

Мотылев: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Положением осуществляет следующие полномочия:

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, при обращении с отходами, при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, при уничтожении или конверсии объектов по уничтожению, производству и разработке химического оружия, а также при ликвидации последствий их деятельности;

- надзор за ограничением негативного техногенного воздействия на окружающую среду при проведении вышеназванных работ;

- нормативно-правовое регулирование в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы;

- контроль и надзор за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике и промышленной безопасности при проведении работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия (УХО), при уничтожении или конверсии объектов по уничтожению, производству и разработке химического оружия, а также при ликвидации последствий их деятельности.

Мы выдаем разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на объектах по хранению и уничтожению химического оружия. Устанавливаем лимиты на размещение отходов на таких объектах. Регистрируем опасные производственные объекты, предназначенные для хранения, перевозки и уничтожения химического оружия, и ведем государственный реестр таких объектов. Также ведем государственный кадастр и учет объектов, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения. Участвуем в организации мониторинга защищенности этих опасных производственных объектов.

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области как территориальный орган Федеральной службы держит под постоянным контролем вопросы экологического обеспечения процесса химического разоружения.

РГ: Ваши представители постоянно присутствуют на почепском объекте?

Мотылев: Безусловно. Для обеспечения экологической безопасности при хранении и уничтожении химического оружия, организации государственного контроля за процессом химического разоружения федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" предусмотрено создание системы мониторинга окружающей среды и состояния здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области принимает непосредственное участие в решении вопросов создания системы государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды. С этой целью управление наладило тесное взаимодействие с государственным научно-исследовательским институтом промышленной экологии (ФГУ "ГосНИИЭНП", г. Саратов) в части:

- использования производственно-технологического и исследовательского потенциала специализированного регионального Центра СГЭКиМ;

- обеспечения проведения государственного экологического контроля специфических загрязняющих веществ (ОВ и продуктов их деструкции), а также общепромышленных загрязнителей на объектах УХО;

- обеспечения государственного экологического надзора и контроля за исполнением установленных для объектов экологических нормативов на территории (промплощадке) на выбросы и сбросы, а также по идентификации (контролю соответствия паспортным данным) состава реакционных масс, специфических и общепромышленных отходов и их воздействия на окружающую среду;

- обеспечения на регулярной основе управления информацией о результатах экологического контроля объектов УХО, данными о состоянии окружающей среды на территории объектов, а также в районах их расположения, информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях ее состояния.

К настоящему времени в области создан филиал ФГУ "ГосНИИЭНП" - "Региональный центр государственного экологического контроля и мониторинга по Брянской области".

РГ: Который появился не без вашего участия?

Мотылев: Именно так. На основании Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по промышленности при реализации федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в части реализации государственной системы мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия от 21 июня 2006 г. 1 управление заключило с ФГУ "ГосНИИЭНП" соглашение об использовании специализированного регионального центра.

Управление осуществляет тесное сотрудничество с ФГУ "ГосНИИЭНП" также в части нормативного, методологического и технологического обеспечения деятельности специализированного регионального Центра СГЭКиМ, информационного взаимодействия и информирования населения о функционировании объектов по уничтожению химического оружия и состоянии окружающей среды в зонах влияния объектов УХО.

РГ: И какова экологическая обстановка в районе расположения почепского арсенала ХО?

Мотылев: Данные, полученные в результате более чем годичного наблюдения и многочисленных замеров, свидетельствуют об отсутствии каких бы то ни было воздействий боевых отравляющих веществ, хранящихся на объекте, на экологию. За весь период хранения ХО под Почепом не зафиксировано ни одного случая выбросов в атмосферу, водную среду или в почву химических веществ. Все находится под надежным контролем.

РГ: При уничтожении ХО будут применяться уникальные технологии, не имеющие аналогов и длительной практики применения. Насколько они безопасны?

Мотылев: Представители управления в 2006 году приняли участие в работе государственной комиссии по приемке опытной конструкторской разработки "ОНК-10", предназначенной для утилизации реакционных масс, образующихся после детоксикации отравляющих веществ на объекте в Почепе. Управлением также были рассмотрены проектные материалы модульной установки по переработке реакционных масс, образующихся при уничтожении химического оружия. Нами обоснованно были внесены некоторые замечания, которые направлены в адрес разработчиков документации. Управлением организовано конструктивное взаимодействие с командованием объекта по хранению химического оружия, другими заинтересованными организациями и учреждениями, задействованными в решении вопросов экологической безопасности при хранении и уничтожении ХО. Все наши пожелания учтены. Такое взаимодействие способствует повышению безопасности процесса химического разоружения и оздоровлению экологической обстановки в районе расположения объектов по хранению и уничтожению ХО.