Поделиться

    Новый сезон садоводы Алтайского края начинают с подсчета убытков

    Новый сезон многие садоводства края открывают тем, что подсчитывают ущерб, причиненный им за зиму. За время вынужденных "каникул" были разграблены сотни дачных домиков, украдены километры проводов с линий электропередач и сотни метров водопроводных труб.

    О том, с какими еще проблемами столкнулись дачники в новом сезоне, корреспонденту "РГ" рассказывает председатель Ассоциации садоводческих товариществ Алтайского края Владимир Марков.

    Российская газета: Владимир Иванович, каждый год история повторяется. С воровством в садоводствах можно как-то бороться?

    Владимир Марков: Вопрос непростой. На зиму садоводы доверяют свои фазенды садоводческой структуре. Если правление садоводства сумеет грамотно обеспечить его охрану, то имущество дачников не пострадает. Одни поручают охрану казачеству, другие - добровольным народным дружинам или частным охранным структурам. Практика показывает, что есть добросовестные и профессиональные охранные предприятия, которые нанимаются правлением садоводческих объединений. В таких садоводствах практически нет воровства. Но ради экономии денег многие садоводческие объединения отказываются содержать охрану. Именно в таких товариществах и зафиксировано больше всего краж. Воры, чувствуя безнаказанность, километрами обрезают линии электропередач, грабят дачные участки, выставляют в домиках двери и разбивают окна.

    Чтобы избежать такого вероломства, садоводческие товарищества должны не только содержать надежную охрану, но и активно взаимодействовать с участковыми милиционерами. Нужно реально смотреть на вещи: один участковый ничего не сможет сделать с преступниками, а вместе с охранной структурой - это сила. Участковый милиционер должен играть роль организатора - планировать проведение рейдов и других мероприятий профилактического характера.

    РГ: Но садоводы жалуются, что участковые плохо выполняют свою работу...

    Марков: Только работая в тесной связке с садоводами, милиционеры могут организовать достаточно эффективные мероприятия. Примеров - сотни. В товариществе "Октябрьский садовод" этой зимой было совершено более 200 преступлений, большинство из которых составили кражи. Охранное предприятие совместно с участковым милиционером в ходе рейдов задержали больше 100 преступников, которые понесли заслуженное наказание.

    Тем не менее проводить рейды и профилактические мероприятия явно недостаточно. В садоводствах при правлениях создаются специальные складские помещения. Дачники могут сдавать в камеры хранения ценные вещи на зимнее хранение. Весной их можно забрать в целости и сохранности. Есть другой альтернативный вариант - страхование имущества от краж, пожаров и других стихийных бедствий. В этом случае дачник, не дожидаясь поимки преступника, получит от страховой компании определенную сумму компенсации. К сожалению, пока страхование среди садоводов непопулярно - на сегодняшний день этой услугой пользуются только 10 процентов от общего числа дачников.

    РГ: Сколько садоводческих товариществ вообще не охраняется?

    Марков: Без охраны остаются около 20 процентов садоводческих товариществ края. Председатели правлений таких садоводств говорят, что не могут собрать с дачников необходимые средства. Парадоксальная ситуация: садоводы от погромов теряют больше, чем им нужно заплатить охранной структуре. В среднем затраты на охрану садоводу обойдутся в 30-40 рублей в месяц. Дачники жалеют этих денег, а весной, глядя на разгромленные домики, разводят руками и ищут виноватых.

    Я хочу особо подчеркнуть, что от воровства защищены садоводства, которые нанимают на работу лицензированные охранные структуры. В договоре, который они заключают с ними, должна быть обязательно оговорена полнота ответственности ЧОПа. В случае недосмотра охранное предприятие обязано будет возместить причиненный садоводу ущерб. Сегодня же правления садоводческих объединений довольно часто нанимают в охрану людей с улицы, не подписывая с ними никакого договора. Отсюда и разгул преступности. Сторож, который охраняет сам себя и контору правления, - это не охрана. Нормальная охрана патрулирует садоводства по всему периметру ограждения круглые сутки: зимой - на лыжах, летом - по дорогам. Радует, что в последнее время этому вопросу стали уделять больше внимания. Все больше садоводств в последнее время практикуют выдачу пропусков на территории своих товариществ, чтобы было проще отличить своего от чужого.

    РГ: Но не только проблема краж волнует сегодня садоводов. К новому сезону садоводческие товарищества получили и новые, более высокие тарифы на электроэнергию?

    Марков: Энергетики сделали из добровольных объединений дойную корову, рассматривая их как юридические лица. Некоторые товарищества сегодня платят за один киловатт энергии более двух рублей. При этом садоводствам навязывают подписание договоров, которые ставят их в кабальные условия. К примеру, нам предлагают вплоть до киловатта расписывать в соглашении, сколько объединение планирует израсходовать энергии в каждом предстоящем месяце.

    Мы уже устали доказывать энергетикам, что садоводческое некоммерческое объединение не может на 100 процентов планировать расходы используемой электроэнергии. Количество потребляемой энергии зависит от капризов погоды. Если весна будет поздней, то садоводы "сожгут" больше электроэнергии для отопления домиков и приготовления пищи. Если будет тепло, то и расходы сокращаются в разы. В дождливое лето на полив участков воды будет требоваться меньше, а стало быть насосные станции будут экономить электроэнергию.

    РГ: Чем грозит невыполнение условий договора?

    Марков: Если садоводство недобирает или перерасходует лишние киловатты от установленной плановой величины, то должно заплатить штрафы. И это как-то не вяжется с призывами способствовать развитию коллективного садоводства... Садоводческие товарищества имеют на своем балансе несколько километров высоковольтных линий электропередач, которые за свой счет ремонтируют, устраняя возникшие неполадки. Между тем энергетики фактически включают в стоимость киловатта и эти работы. Нам было бы не так обидно платить завышенные тарифы, если бы они взяли на свой баланс высоковольтные линии.

    Не так давно энергетики пытались взыскать большие штрафы с барнаульского садоводческого товарищества "Степное", 80 процентов участков в котором принадлежит инвалидам по зрению и слуху. Нам с трудом удалось отстоять интересы этих дачников. При растущих ценах на электроэнергию правления садоводств вынуждены повышать размер взносов для дачников. Естественно, что число желающих их платить уменьшается. В конце концов энергетики за неуплату отключат рубильник, и садоводы останутся без воды. В этом случае дачники бросят свои участки, потому что содержать их не будет никакого смысла. В таком исходе, я думаю, никто не заинтересован, значит энергетикам совместно с садоводами нужно совместно решить этот вопрос и как можно быстрее.

    РГ: Сейчас в садоводствах края проходят первые отчетные собрания. Какие планы они строят на нынешний сезон?

    Марков: План у нас каждый год один - осенью собрать хороший урожай. На собраниях активно обсуждаются проблемы, касающиеся приватизации дачных участков. Ассоциация садоводов Алтайского края держит этот вопрос на постоянном контроле, консультируя дачников и помогая им минимизировать затраты на оформление документов. Перед началом сезона мы провели совещания с представителями железнодорожных пригородных перевозок, автотранспортных предприятий и речным пароходством. Краевые и муниципальные власти сегодня уже составляют будущие маршруты дачных перевозок, определяют количестве транспортных единиц, а также стоимости проезда для садоводов. В бюджете края заложены деньги на компенсацию льготных перевозок транспортным организациям, за счет которых будет снижена стоимость проезда для дачников в общественном транспорте.

    Поделиться