Глава Москвы получил пять лет строгого режима за "липу"

К пяти годам лишения свободы за служебный подлог и получение взятки в крупном размере приговорен глава муниципального образования "Моковский сельский совет" Курского района Алексей Переверзев.

Взятка для должностного лица "сельсоветского" уровня власти была действительно крупная - 800 тысяч рублей за одну-единственную "услугу". Но это если не знать, что поселок Моква - близкий пригород областного центра, а "услуга" заключалась в выделении участка земли в живописном месте на берегу Сейма, главной курской реки. Эти места уже не один год, как магнит, притягивают к себе состоятельных людей. Словом, здешняя земля в условиях повышенного платежеспособного спроса стала настоящим "Клондайком". Но не для бюджетов, а для личного обогащения.

В этом уголовном процессе, говорит корреспонденту "РГ" государственный обвинитель из прокуратуры области Андрей Зуенко, рассматривался один-единственный эпизод, на котором Переверзев попался, что называется, с поличным. В декабре 2003 года этот человек (в прошлом - учитель физкультуры, даже какое-то время исполнявший обязанности директора поселковой школы, а потом предприниматель) был избран на должность главы муниципального образования, в которой и работал вплоть до задержания и ареста. Несколько лет в его полномочия входило выделение земельных участков, в том числе под индивидуальное жилищное строительство. С 1 июля 2006 года, в связи с изменениями в законодательстве, органы местного самоуправления сельских поселений такого права были лишены - оно перешло к главам районных администраций. Словом, на момент совершения криминального деяния глава поселка Моква не мог самостоятельно распоряжаться землей, но изощрился и сделал это.

В прошлом году одному из курских предпринимателей захотелось получить в Мокве и, конечно, на улице Набережной (над Сеймом!) участок площадью 0,34 гектара, и он поручил свою заботу двум посредникам. В мае одна из них, риэлтор Валентина Старикова, вышла с просьбой своего поручителя на Переверзева. Знала, выходит, что глава Моквы способен решить такой вопрос даже при отсутствии полномочий? И он, действительно, пообещал это сделать, но потребовал взятку в размере 800 000 рублей. И даже пояснил, из какой "таксы" такая сумма складывается: раньше, мол, 15 соток "стоило" 300 тысяч рублей, а теперь все подорожало, "такса" поднялась до 350 тысяч - считайте сами, сколько нужно платить за 34 сотки…

Чтобы придать своим действиям законную видимость, Переверзев оформил постановление о предоставлении тому предпринимателю земельного участка, датированное 5 августа 2004 года, когда соответствующие полномочия у него имелись. Даже изъятый потом компьютер "подтвердит", что это была "липа", - файл с текстом постановления создавался в 2007 году. И в журнале регистрации документов это постановление "почему-то" не было отражено. И вообще в данном конкретном случае противозаконная сделка проходила под контролем правоохранительных органов, прознавших о ней на каком-то этапе. 6 сентября 2007 года, после того как в руках Переверзева оказалась затребованная им сумма денег, он и был задержан.

Подсудимый, по словам гособвинителя, в начале следствия еще пытался как-то изворачиваться, но в суде вину признавал полностью и пояснения давал в мельчайших деталях, так что по этому единственному вмененному ему эпизоду сомнений вроде как ни у кого не осталось.

Но у правоохранителей остаются вопросы более широкого плана, и на них пока нет документированных ответов. В районе той же Моквы насчитывается более ста земельных участков, которые были заявлены пользователями на регистрацию почему-то не сразу, а спустя два - три года после того, как они были выделены (по датам на документах). И это по крайней мере требует детальной проверки, что там происходило в действительности и не использовалась ли та же самая схема, что и отраженная в уголовном деле по одному доказанному эпизоду. И не используется ли она в других местах под Курском - не менее интересных, чем поселок Моква.

P.S. Согласно приговору Курского областного суда, Переверзев будет отбывать срок в колонии строгого режима. Статьи Уголовного кодекса РФ, по которым квалифицировались его деяния, предполагают срок от семи лет и выше, но суд счел возможным применить наказание "ниже низшего предела" - с учетом положительных характеристик и других смягчающих обстоятельств. Кроме того, осужденному определены штраф в сумме 200 тысяч рублей, а также лишение права занимать должности в выборных органах государственной власти и местного самоуправления в течение двух лет после отбытия основного наказания.