Доходы трети ставропольских селян остаются ниже прожиточного минимума

Доходы сельских жителей сегодня вдвое ниже, чем работающих в других отраслях экономики. А у 35 процентов селян они меньше прожиточного минимума. Селяне бьют тревогу: из-за безработицы районы массово покидают трудоспособные кадры.

Эту проблему обсуждали на съезде крестьянско-фермерских хозяйств края, который состоялся в Ставрополе. В минувшем году в рекордный урожай зерновых - более семи миллионов тонн - немалую лепту внес сельский "малый бизнес". Один миллион 163 тысячи тонн получены именно с фермерский полей. Всего же крестьянскими хозяйствами произведено продукции на восемь с половиной миллиардов рублей. По словам председателя Совета ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств края (КФХ) края Александра Анпилогова, фермеры все крепче становятся на ноги, однако и проблемы растут как снежный ком.

Недоступные кредиты

Сельскохозяйственное производство становится все менее выгодным. Инфляция и спекулятивный рост цен на энергоносители, средства производства и минеральные удобрения не позволяют хозяйствам развиваться. За год запчасти и оборудование подорожали на 24 процента, удобрения вдвое, электроэнергия - в два с половиной раза. Даже нынешний высокий уровень цен на сельхозпродукцию не привел к росту рентабельности.

По мнению фермеров, крупный бизнес, приходя в сельское хозяйство, его проблем не решает, а заинтересован лишь в получении прибыли.

- Зато фермеры во многих селах являются главной, а зачастую и единственной силой, кровно заинтересованной в сохранении и развитии деревни, - подчеркнул Александр Анпилогов. - Уверен, что урожайность на уровне крупных сельхозпредприятий для нас лишь вопрос времени. Пока этому мешают объективные причины. Прежде всего, слабая техническая оснащенность крестьянских хозяйств. Недостаток оборотных средств не позволяет приобретать необходимую технику.

Выступавшие на съезде сельхозпроизводители приводили примеры, когда они оставались один на один с проблемами. Как рассказал председатель Петровской районной ассоциации КФХ Виктор Пыленок, один из фермеров района занялся животноводством. В его хозяйстве сегодня двести свиней, столько же овец, 70 коров. Для содержания животных требуются средства, и крестьянин на них рассчитывал, когда местное и краевое начальство обещало дотации таким, как он. Но куда бы животновод не обращался - в помощи отказывают. Другой фермер - Александр Свистухин - приобрел добротную ферму, хотел купить нетелей и заняться производством молока. Обратился за ссудой в банк, но получил отказ. То есть кредитные ресурсы для многих производителей по-прежнему недоступны.

Остаться без земли

Малым хозяйствам, которых в крае 15 тысяч, также приходится рассчитывать только на собственные силы. Взять кредит в банке под залог имущества способны единицы. Поддержка из федерального и краевого бюджетов ограничена. Есть ли выход? Фермеры предлагают создать за счет бюджетных средств гарантийный залоговый фонд.

- В придачу к этому в районах необходимо настойчивее развивать сельскую кредитную кооперацию, - предложил Александр Анпилогов. - Для заемщиков ее преимущество в том, что в отличие от банков в кооперативе упрощена процедура получения денег: меньше бумажной волокиты, легко решается вопрос с залоговой базой. А ведь именно она сегодня - главный камень преткновения в получении банковского кредита. В прошлом году из различных источников финансирования фермеры края в качестве поддержки получили 117,4 миллиарда рублей. Эти средства поделили на 4718 крестьянских хозяйств, получилось по 24,6 тысячи рублей на каждое. У некоторых горожан ежемесячная зарплата больше этой суммы.

Многие фермеры пытались выяснить судьбу обещанных в прошлом году субсидий на горюче-смазочные материалы. Из краевого бюджета деньги выделены, но в хозяйствах их до сих пор нет, как и дотаций на удобрения. До сих пор не решен вопрос об изменении правил предоставления субсидий на молоко, произведенное фермерами. Те, у кого в хозяйстве 100 коров, могут рассчитывать на дотации. А как быть сельхозпроизводителям, у кого 90 животных? Почему им не положена поддержка? По мнению Александра Анпилогова, такая финансовая политика не способствует росту производства молока в крае.

Да и самих субсидий выделяется крайне мало. К примеру, расчеты на выплату компенсации части затрат КФХ для приобретения средств химизации в прошлом году оформили 194 хозяйства и получили 622 тысячи рублей - по 3200 на каждого. Разве такую сумму можно считать ощутимой поддержкой?

Серьезная дискуссия развернулась вокруг земельного вопроса. Первый заместитель министра сельского хозяйства края Игорь Симоненко напомнил о том, что в январе следующего года истекает срок приведения договоров аренды долей в соответствие с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Те владельцы, которые не успеют переоформить договоры, рискуют остаться без участков. Из 3,5 миллиона гектаров, находящихся в общей долевой собственности, госрегистрацию прошли лишь 1,6 миллиона - менее 50 процентов.

Непростая ситуация сложилась в Степновском районе. Речь идет о выходцах из соседней республики, которые привели на Ставрополье свои овечьи отары. Животные пасутся на степновской земле, но хозяева не платят за аренду ни рубля, как, впрочем, и налогов. По свидетельству председателя ассоциации КФХ района Ивана Уварова, все попытки усовестить пришельцев пока ни к чему не привели.
Участники съезда выработали предложения, которые будут озвучены краевыми делегатами на общероссийском съезде фермеров в конце марта.

Мнения

Александр Шиянов, председатель комитета по аграрным вопросам и продовольствию Госдумы Ставропольского края:

- Для поддержки фермеров необходимо создавать кредитные кооперативы. Пока же их крайне мало, но примеры для подражания есть. Например, на Белгородщине 300 кооперативов. Область - лидер в вопросах реализации национального проекта "Развитие АПК". Наш край на втором месте, но, на мой взгляд, с натяжкой. Что касается роста тарифов на электроэнергию, топливо и удобрения, они взлетели сразу после того, как стало известно, что в крае выращен добрый урожай зерновых, подсолнечника и других культур.

Алексей Зинченко, директор ГУ по работе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельхозкооперативами Ставропольского края:

- В последнее время в крае замедлился процесс создания новых крестьянских хозяйств. Похоже, ситуация стабилизировалась. Да мы и не гонимся за количеством. Важнее такой факт: за последние семь лет площади посевных площадей фермерской нивы увеличились почти в два раза, а урожайность зерновых поднялась на 12,6 центнера с гектара, подсолнечника - на 5,9 центнера. По этим показателям фермерские хозяйства превзошли коллективные предприятия. Нынешние производители ответственнее относятся к выполнению технологических требований при возделывании сельхозкультур. Шире применяют малозатратные и энергосберегающие технологии. Крестьянские хозяйства все активнее начинают заниматься семеноводством, опытнической и исследовательской деятельностью. Словом, сегодняшние фермеры в большинстве своем настоящие профессионалы. На мой взгляд, говорить всерьез о развитии малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве возможно лишь при условии комплексного подхода к решению этой проблемы. Необходима долгосрочная целевая краевая программа развития данного сектора экономики. Мы готовы участвовать в ее разработке и реализации.

На текущий год в краевом бюджете на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрено израсходовать чуть более трех миллионов рублей. По мнению большинства сельхозпроизводителей, такой подход нельзя считать разумным.