Анджей Вайда: Мой лучший фильм еще впереди

"Я недостоин объявлять этого человека". Эти слова произнес со сцены Дома кино режиссер и актер Андрей Смирнов, представляя классика мирового кинематографа Анджея Вайду.

Накануне премьерного показа в Москве фильма Вайды "Катынь", в рамках ежегодного XV конкурса студенческих и дебютных фильмов "Св. Анна" состоялся мастер-класс великого польского режиссера. Зал стоя приветствовал появление пана Вайды вместе с его супругой, известным сценографом Кристиной Захватович. Но мастер, поблагодарив за теплый прием, сразу перевел внимание со своей персоны на кинематограф - ведь любовь именно к этому искусству собрала всех вместе. Режиссер с горечью отметил, что был бы так рад видеть в этом зале еще и своего коллегу Андрея Тарковского, и кинокритика Мирона Черненко, и многих-многих других, кого уже с нами нет. И зал снова встал.

Вайда сразу предупредил, что не хотел бы рассказывать о своем творчестве и о себе самом, потому что прежде всего его интересует мнение собравшихся о киноискусстве, и он хотел бы его услышать. А говорить о его новом фильме нет смысла, так как в России "Катынь" пока мало кто видел.

В течение двух часов 82-летний режиссер отвечал на вопросы, и все два часа ни разу не захотел присесть. Он потерял своего отца в Катыни, ему часто приходилось сталкиваться с серьезными трудностями как в социалистические, так и в новые времена, но Вайда верит, что его "лучший фильм еще впереди", и по-прежнему любит людей.

Первая профессия Анджея Вайды - художник. К кинорежиссуре он перешел, по его словам, из-за невозможности оставаться один на один только с собой. Захотелось "заниматься общим делом с прекрасными единомышленниками", которые его окружали. О своем первом полнометражном фильме 1955 года "Поколение", отвечая на вопрос одного из студентов ВГИКа, Вайда сказал, что сегодня он в нем видит только "очарование своей молодости - и больше ничего". Режиссер при этом отметил, что для него не существует понятия "поколения", хотя термин "кино морального беспокойства" сам по себе очень красив. И всех позабавила история о том, как однажды Вайда, Мунк и Кавалерович лежали на одном полотенце на берегу моря, но при этом каждый из них думал о своем. Все рядом, но все разные.

На вопрос о современных фильмах Вайда ответил, что в его душе "есть место и Тарантино, и Линчу, и многим другим, к кому он не испытывает зависти за то, что они делают замечательные фильмы". Режиссер сказал, что он с радостью снял бы фильм на современную тему, но, к сожалению, рядом с ним уже нет многих его товарищей, с которыми он прежде работал, и большая часть трудностей связана с написанием сценария, которым он не хочет заниматься в одиночку.

Вайда рассказывал и о своей педагогической практике: работу со студентами он считает очень важной, так как самое главное сегодня - возможность достойно дебютировать, и Вайда надеется, что с его помощью и советами это будет сделать немного легче начинающим режиссерам.

В конце встречи Анджей Вайда, автор почти полусотни картин, скромно выразил надежду, что фильм "Катынь" был снят не зря, и что он будет интересен российским зрителям. Почти сразу после этих слов он получил записку от человека, уже посмотревшего фильм, с благодарностью за эту "великую и важную для современного мира картину, которая, быть может, предостережет сегодня всех нас от прежних исторических ошибок".

Анджей Вайда сказал, что ради одной этой записки стоило снимать фильм "Катынь" и приехать в Москву.