В Алтайском крае сегодня довольно сложно идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Смена собственников коммунальных предприятий и форм управления жилым фондом происходит не так активно, как хотелось бы.
Несмотря на то, что убытки ЖКХ сократились в прошлом году более чем в три раза, а число убыточных предприятий в полтора раза, их количество по-прежнему велико - оно составляет около половины.
О том, как преодолеть эти негативные тенденции и какие в связи с этим первоочередные задачи предстоит решить в коммунальной сфере региона в текущем году корреспонденту "РГ" рассказал начальник управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Иванов.
Российская газета: Владимир Ильич, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в отрасли?
Владимир Иванов: Реформирование жилищно-коммунальной сферы совпало с реформой местного самоуправления. Положительные результаты достигнуты пока только в отдельных муниципальных образованиях, где реформу понимают не просто как смену "вывески" предприятий, а как работу, направленную на оптимизацию затрат, сокращение непроизводительных расходов и улучшение качества услуг.
В большинстве же муниципалитетов сохранилась прежняя система управления ЖКХ, основанная на командно-административных принципах, что явно не способствует привлечению инвестиций. Неслучайно программа социально-экономического развития России до 2010 года предусматривает сокращение нерыночного сектора в ЖКХ. Уже к 1 января 2009 года в крае не должно остаться ни одного муниципального предприятия ЖКХ, учрежденного районными администрациями. Сейчас 117 таких организаций находятся в стадии реорганизации. Всего же в крае жилищно-коммунальные услуги предоставляют 1448 хозяйствующих субъектов, 68,4 процента которых - частные.
РГ: Как вы относитесь к приходу частного капитала в ЖКХ?
Иванов: Я сторонник прихода частника в жилищно-коммунальную сферу. За последние два года число убыточных предприятий отрасли сократилось в 1,7 раза: с 77 до 50 процентов. И это благодаря появлению частников. Ведь среди них число безубыточных составляет более 90 процентов. А все потому, что сами у себя они не воруют. Я могу привести примеры: в Солонешенском, Калманском, Кулундинском, Зональном районах частные предприятия работают без убытков. В Солтонском районе пять месяцев назад частное предприятие из Заринска взяло в аренду жилищно-коммунальный комплекс, и все пять месяцев оно работает без убытков. Хотя серьезного технического перевооружения не проводили - просто навели порядок в учете и контроле. А если провести модернизацию производства, оснастить предприятия ЖКХ новым оборудованием, то они вполне способны приносить прибыль.
РГ: Получается, что бесхозяйственность - одна из причин убыточности ЖКХ?
Иванов: К сожалению, приходится признать, что отсутствие элементарного контроля и воровство стали для отрасли привычным явлением. Мы недавно проверили ряд районов края: как ведется учет расходования топлива. В Славгородском, например, обнаружили на отдельных котельных семикратное превышение расходования угля! А в целом по району расход топлива примерно в три раза превысил нормативные показатели. Материалы об этих нарушениях нам пришлось передать в правоохранительные органы.
В Панкрушихинском и Мамонтовском районах вообще нет никакого учета расходования топлива. В Камне-на-Оби за 2006 год превышение норматива расхода угля составило 29 тысяч тонн - это порядка 25 миллионов рублей. В 2007 году - еще порядка 28 тысяч тонн на такую же сумму. Составлялись акты о списании 14,5 тысячи тонн угля, подписанные заместителем главы города. Кроме того, в ходе проверки в Камне-на-Оби мы обнаружили нецелевое использование средств, выделенных на модернизацию оборудования. А это еще более 20 миллионов рублей... Материалы переданы в правоохранительные органы.
РГ: Что в нынешнем положении в отрасли вас больше всего беспокоит?
Иванов: Беспокоит то, что мы медленно проводим реформирование. Зачастую инициатива готовых к реформе предприятий ЖКХ наталкивается на непонимание муниципальных властей, которые привыкли по старинке управлять коммунальной сферой.
Кроме того, мы слабо используем имеющиеся возможности модернизации производства. В прошлом году по краевой программе лизинга, предусматривающей компенсацию двух третей процентной ставки банковского кредита, было приобретено оборудования и техники всего на 72,6 миллиона рублей. Этого явно недостаточно. Если бы мы привлекали по 500 миллионов в год на замену коммунальных сетей и инженерного оборудования, то за два года могли бы заметно поправить ситуацию в отрасли.
РГ: Готов ли регион участвовать в федеральной программе поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства?
Иванов: Мы сейчас готовим первую заявку, чтобы получить средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилья. Алтайский край может получить на эти цели почти 4,3 миллиарда рублей, главное - соблюсти 12 довольно сложных, но необходимых условий. В первую заявку Алтайского края, которую мы уже в начале апреля планируем направить в Фонд, будут включены программы капитального ремонта жилья в 24 муниципалитетах (пяти городских округах и 19 сельских поселениях на общую сумму 1,35 миллиарда рублей), выполнивших условия: коммунальные услуги здесь предоставляют более 25 процентов частных организаций, более 50 процентов многоквартирных домов находятся в управлении частных компаний, в пяти процентах домов созданы ТСЖ.
РГ: Но ведь это менее половины муниципальных образований. Успеют ли остальные подать заявки?
Иванов: В течение 2008, 2009 и 2010-го - вплоть до 1 января 2011 года - мы имеем право подавать заявки на участие в программе. Деньги до этого времени никуда не будут перераспределены. Если средства отпущены, например, на Калманский район, то никакой другой муниципалитет их не сможет получить. Также и Фонд поддержки реформирования ЖКХ не может до 2011 года перераспределить средства, предусмотренные на Алтайский край.
Другое дело, что сегодня жители зачастую лучше знают новое жилищное законодательство, нежели руководители муниципальных образований. Недавно ко мне приехал заместитель главы одного из районов и потребовал, чтобы мы выдали средства, якобы полученные нами из Фонда поддержки. Видно, что он не знаком ни с законом о Фонде, ни с теми условиями, которые необходимо выполнить для получения помощи из федерального бюджета. Так что, есть еще районы, которые даже не приступали к подготовке заявки. Наверное, есть в этом и наша недоработка. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы использовать эти средства, поскольку других возможностей помочь людям отремонтировать жилье, возможно, больше не представится.
РГ: Какие первоочередные задачи, на ваш взгляд, необходимо решить в ЖКХ края в этом году?
Иванов: Нам надо подготовить и направить в Фонд поддержки реформирования ЖКХ заявки на финансирование капремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья на 1,3 миллиарда рублей. При этом постараться выполнить условия дальнейшего участия в программе, ведь они с 2009 года еще более ужесточатся, и к 2011 году товарищества собственников жилья должны управлять 20 процентами домов, а коммунальные услуги предоставлять уже не менее 80 процентов частных организаций. Надо будет полностью реорганизовать муниципальные предприятия в сфере ЖКХ.
Кроме того, требуется создать условия для привлечения дополнительных инвестиций на модернизацию коммунального хозяйства и строительство более 50 новых объектов, вдвое сократить долю убыточных предприятий ЖКХ: с 50 до 25 процентов от их общего числа. И, пожалуй, самое основное - обеспечить бесперебойное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг.