Только десятая часть выпускников воронежских вузов выбирает работу по специальности

Только десятая часть выпускников вузов, техникумов и колледжей, из числа обратившихся в центр занятости "Молодежный", выбирает работу по специальности. Одна из причин этого - неуверенность в своих знаниях и слабая профессиональная подготовка.

Сотрудники центра такому положению дел не удивляются: к ним чаще всего обращаются за трудоустройством молодые люди "с проблемами". Скажем, те, кто не хочет устраиваться по специальности, или же - кто не может попасть на престижную должность (к примеру, регионоведы, обучавшиеся в академии госслужбы). На рынке труда подобная картина наблюдается не первый год: плиточники и кровельщики с дипломами педагогов или юристов сегодня - дело обычное.

По мнению заместителя директора центра Анны Звездинской, дело не только в слабой профессиональной ориентации и излишнем давлении родителей на выбор учебного заведения, но и в слабых знаниях выпускников. Они просто не уверены в своих силах, в способности справиться с профессиональными обязанностями "по профилю".

Понятно, что подобная неуверенность посещает выпускников еще во время учебы. Но... добровольно покинуть стены вуза или колледжа мешают условности (или, что греха таить, нежелание служить в армии). В вузах и колледжах их не отчисляют, в первую очередь, по меркантильным соображениям - родители платят за учебу. Таких студентов, по утверждению вузовских преподавателей, сегодня тысячи - во всех без исключения учебных заведениях города, в том числе и государственных.

Недавно инспекторы главного управления образования области обнаружили при трех городских школах - 70-й, 45-й и 11-й вечерней - коммерческие фирмы. Старшеклассники проходили общеобразовательную программу в школах, а в фирмах, параллельно, - профессиональную практику. За отдельную плату ребят обучали сестринскому делу и фармации в отрыве от базового образовательного учреждения, но по окончании курса наук выдавали дипломы государственного образца. Самое интересное заключалось в том, что ни одна из фирм не имела лицензии на право ведения образовательной деятельности. Общая недельная нагрузка на учеников достигала 54 часов, что также запрещено законодательно. Кто же такую нагрузку вынесет - и какие знания при этом получит? Тем более, что ребята даже современных учебников не имели - обходились списанными пособиями из библиотеки колледжа. Проигнорировало начальство учебных заведений и прямой указ Министерства образования РФ на запрет обучения медицинским специальностям несовершеннолетних школьников. Руководителей школ и медучреждения эти заботы, похоже, не тревожили.

В ведомостях отражена сдача экзаменов по дисциплинам, обучение по которым не проводилось

Как сообщил корреспонденту "РГ" руководитель главного управления здравоохранения области Евгений Мезенцев, он вынес директору колледжа Вячеславу Григорьеву выговор. Но после инспекционной проверки - в середине учебного года - в студенты было зачислено сразу более 300 учеников упомянутых школ...

И это - далеко не единственный случай профанации образования. Областная прокуратура предъявила претензии по организации учебного процесса автономной некоммерческой организации "Институт экономики и права", работающей по лицензии, но без свидетельства о государственной регистрации. Проверяющие не обнаружили даже образовательной программы, а также рабочих программ учебных дисциплин и производственной практики. Более того, в институте не издано ни одного приказа, не подготовлено ни одного аналитического документа по учебным и методическим вопросам. В ведомостях отражена сдача экзаменов по дисциплинам, обучение по которым не проводилось. К примеру, группа студентов, изучающих финансы, сдавала экзамены по делопроизводству и литературе. То же самое - у первокурсников, принятых в институт на специальность "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта": они сдавали экзамены по истории, физике, химии, литературе, экономике. Фиктивными показались прокурорским работникам академические справки, выданные студентам, - в одной из них значится 14 пройденных дисциплин, из которых только 8 были изучены согласно учебному плану. На основании фактов проверяющие сделали вывод, что государственные образовательные стандарты в данном учреждении не могут быть реализованы в полном объеме. Иными словами, студентам подобных учреждений, похоже, придется переквалифицироваться в тех же плиточников.

мнения

Владимир Никитин, начальник отдела лицензирования, аттестации педагогических кадров и инспектирования главного управления образования:

- Министр образования РФ открыто заявил, что "в России максимум 10-15 процентов хороших вузов". Цепочка качественного образования должна тянуться в вузы из школ. Этим мы и занимаемся, войдя в числе 21 области в проект комплексной модернизации образования. Мне кажется, сегодня все должны работать как-то иначе, чтобы польза была от школьного аттестата, вузовского диплома и человеку, и области. Для этого и родители должны быть внимательнее к учебе детей.

Владимир Титов, ректор Воронежского госуниверситета:

- Законный способ очистить ряды от тех, кто пришел в вуз не за профессией, а за дипломом, известен: строго отсеивать абитуриентов при зачислении и отчислять студентов по результатам сессий. Бывает, что способный студент неправильно сориентировался в выборе будущей специальности. Но тогда мы ему помогаем - зачисляем на другие факультеты.