Отстаивать право на жилье орловская семья будет в Верховном суде

Однажды вы можете с удивлением узнать, что на вашей площади без вашего ведома прописан посторонний человек, который пытается вашу квартиру продать.

Квартирный запрос

Эту историю вполне можно было бы начать так: "Жила-была одна дружная семья…" Но в один миг семья окончательно распалась на два враждующих лагеря, хотя ничто не предвещало грозы.

Как рассказывает один из непосредственных участников, Елена Прокопова (в девичестве Извекова - Прим. ред.), ее семья живет в четырехкомнатной квартире в поселке Зареченский Орловского района почти тридцать лет - ее получил еще дедушка Елены. В разное время здесь проживали супруга главы семьи, три его сына - Николай, Иван и Владимир, а также дети Николая - Елена и Алексей.

Шли годы. Владимир вырос, отслужил в армии и вернулся домой. Вскоре он женился и в 1992 году выписался из родительской квартиры, переехав к жене. С тех пор в Зареченский он почти не наведывался. Все так и шло бы своим чередом, если бы однажды в Зареченском не появился Владимир.

- В апреле прошлого года к нам домой пришел мой родной дядя, - рассказывает Елена Прокопова. - Он с ходу предложил приватизировать и продать нашу квартиру, а деньги поделить на всех. Мы очень удивились. Таких планов у нас не было. Тем более что у дяди с женой есть свое жилье в Орле. Но он огорошил нас известием о том, что тоже прописан в нашей квартире, а значит, имеет на нее все права.

Поначалу происходящее казалось глупой шуткой. Дядя, ноги которого не было дома почти пятнадцать лет, вдруг выставляет претензии. Чтобы выяснить, насколько они обоснованы, Елена отправилась в муниципальное унитарное жилищно-коммунальное предприятие (МУЖКП) "Зареченское" и познакомилась там с паспортисткой Евгенией Кантемировой. Та без обиняков заявила, что прописала Владимира в квартире Извековых, временно, на два месяца. Произошло это 18 марта 2002 года. А призналась в содеянном Кантемирова только в апреле 2006-го…

Суд да дело

Надо сказать, что в МУЖКП с возмущенными Извековыми обращались довольно грубо. Во время телефонных разговоров служащие бросали трубку, при личном общении допускали излишнюю резкость. А Извековы просто хотели выяснить, как же так получилось, что Владимир был зарегистрирован в их квартире целых четыре года, а они об этом даже не догадывались. Кантемирова заявила, что прописала Владимира "из жалости": мол, очень просил, чтобы она это сделала, так как штамп нужен был ему то ли для решения жилищного вопроса, то ли для бизнеса. А два месяца спустя, когда он не явился выписываться, почему-то не забила тревогу. Впрочем, как и в последующие четыре года.

- Я и моя мама были вынуждены обратиться в суд с иском о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, - вспоминает Елена Прокопова. - Кроме того, я написала заявление в правоохранительные органы, чтобы паспортистку Кантемирову привлекли к ответственности. Мы были уверены, что все быстро разрешится. Но не тут-то было…

Первое слушание по рядовому в общем-то делу состоялось в июне 2006 года. В суде Кантемирова неожиданно предъявила "железный аргумент": согласие на регистрацию Владимира, подписанное его братом Николаем в феврале 2002 года!

История документа оказалась еще более удивительной, чем содержание. Вскоре Николай признался, что подписал его незадолго до начала судебного процесса. Брат воспользовался тем, что он любит выпить, и в подходящий момент подсунул ему "филькину грамоту". Кстати, позже милиция разыскала человека, который его написал. Им оказался безработный житель поселка, который признался, что писал согласие на регистрацию под диктовку Владимира, а Николай его только подписал.

Оборотная сторона

Тот факт, что предъявление должностным лицом поддельного документа в качестве доказательства суд оставил без внимания, наводит на размышления. Потом стали происходить совсем уж странные вещи. Складывается ощущение, что суд просто пытался найти оправдание для действий паспортистки и явно незаконно прописанного ею человека. Последний предъявил пять встречных исков, высасывая основания буквально из пальца. Он даже потребовал выселить из квартиры двухлетнего Васю Прокопова, которого закон защищает, как никого другого.

После долгих препирательств суд в июле 2007 года пришел к выводу, что иск Извековых не может быть удовлетворен по причине истечения срока давности. И как ни доказывали Извековы, что обратились в суд сразу, как только узнали о подлоге, судья остался неумолим. Более того, он присудил Извековым не чинить препятствий Владимиру в пользовании спорной квартирой.

Извековы не сдались и дошли до Верховного суда, где сейчас и находятся материалы дела. Но есть у него и оборотная сторона. Все то время, пока шел суд, милиция и прокуратура проводили собственную проверку. Главным образом она коснулась паспортистки Кантемировой. Та с течением времени давала все более откровенные объяснения. В частности, призналась, что прописала Владимира по его просьбе, не имея на то оснований.

Несколько раз следователи ОБЭП Заводского района выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении гражданки Кантемировой, не усмотрев в ее действиях состава преступления.

Тем не менее прокуратура каждый раз отменяла милицейские отказы. Материалы дела сейчас находятся на очередной проверке. Кстати, к этому времени МУЖКП обанкротился, и вместо него теперь работает другое предприятие.

Компетентно

Евгений Бывшев, юрист:

- Разъяснение Конституционного суда гласит, что прописка не порождает жилищных правоотношений и не является главным основанием для установления жилищных прав. Это лишь элемент в порядке вселения гражданина в жилое помещение. Как следует из материалов дела, в данном случае Владимир Извеков не ставил перед собой цели вселения и проживания в данной квартире, а значит, не приобрел права на пользование жилплощадью.

Главенствующим элементом является фактическое вселение в квартиру для проживания. Для этого необходимо два условия: соблюдение установленного порядка и получение письменного согласия всех совершеннолетних, проживающих в данной квартире. Раньше именно процедура прописки представляла собой установленный законодательством порядок вселения в жилое помещение. Но теперь прописка отменена. Ей на смену пришла регистрация по месту пребывания и жительства, имеющая совершенно иные задачи и цели.

Процедура письменного согласия на вселение тоже носит определенный характер. Эта процедура должна проводиться или в присутствии лица, производящего регистрацию, или же подпись должна быть удостоверена надлежащим образом - например, у нотариуса, у главного врача больницы, если человек находится там, у руководителя другого спецучреждения, в органах опеки и попечительства. При этом закон требует, чтобы при вселении дополнительных жильцов был перезаключен договор социального найма, чего сделано не было.

Важно, чтобы вселение не было мнимым. Если оно осуществляется формально, лишь для виду, чтобы, как в нашем случае, зарегистрироваться по определенному адресу, вселяющийся не приобретает равных с нанимателем прав. Единственный путь для Извековых - это добиваться отмены принятых судом решений и принятия решений в свою пользу в вышестоящих судебных инстанциях.

Если вы узнали, что кто-то без вашего ведома зарегистрирован на вашей жилплощади

- Обратитесь в уполномоченный орган с официальным запросом: сколько человек (и кто именно) зарегистрировано в вашей квартире. В случае судебного разбирательства дата на официальном ответе уполномоченного органа может стать отправной точкой срока давности, то есть доказательством того, что вы узнали об этом "задним числом".

- Обратитесь в правоохранительные органы с требованием провести проверку законности регистрации человека без вашего согласия.

- Сделайте запросы в различные органы (налоговая инспекция, Госавтоинспекция, коммунальные службы, банки, Пенсионный фонд и т.д.), в которых может содержаться информация о незаконно зарегистрировавшемся у вас человеке. Узнайте, по какому адресу он платит налоги, зарегистрировал машину, взял потребительский кредит. Впоследствии это поможет доказать, что человек при регистрации жил в другом месте и не ставил перед собой цели на вселение в вашу квартиру, а преследовал иные, корыстные цели.

- Проведите почерковедческую экспертизу, если вдруг появится письменное согласие на регистрацию, написанное якобы вашей рукой.

- Собрав все документы, обратитесь в суд с иском о признании факта регистрации недействительным.

Дословно

Жилищный Кодекс РФ

Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи

1. Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.