Сегодня в школах края проходят репетиции единого госэкзамена (ЕГЭ). Это требуется для того, чтобы не повторить ошибок, которые выявились во время участия в эксперименте, стартовавшем на Ставрополье в прошлом году.
Анализ просчетов показал, что многие выпускники не умеют систематизировать и обобщать полученные знания.
Комплекс отличника
Оказалось, что с ЕГЭ лучше всего справились троечники и хорошисты. Пятерочники "заваливали" экзамен, а результаты хорошистов и троечников были лучше, чем их годовые оценки. Причем последние рисковали охотнее, сдавая один обязательный предмет и два по выбору. Медалисты подстраховывались и не шли на необязательный ЕГЭ.
- Тестовая форма экзамена отличается от обычной, - рассказывает начальник отдела образования администрации Андроповского муниципального района Нина Бобрышева. - Отличники и хорошо успевающие ученики, как правило, неординарно мыслящие дети. Они не всегда рассуждают по шаблону, поэтому на самых легких вопросах могут растеряться. У некоторых сработал комплекс отличника. Пятерочники настолько боялись ошибиться, что наделали-таки ошибок.
Часто неутешительные итоги ЕГЭ списывают на психологический фактор - ребята не сориентировались, переволновались или испугались. Считается, что не последнюю роль в формировании настроений учащихся играют родители. Педагоги считают, что оценки станут намного лучше, когда дети привыкнут к тестам.
Но пока край только завершает участие в эксперименте, в 2009-м ЕГЭ войдет в штатный режим. Прошлый же год стал настоящим испытанием и для учащихся, и для педагогов. Благодаря новой форме итоговой аттестации впервые получена объективная информация, отражающая реальное положение дел в образовательной отрасли. Если сравнить ставропольские результаты с общероссийскими, то средняя оценка, которую заработали учащиеся края, - три балла. По стране - четыре.
Однако вопреки ожиданиям ситуация не вызвала паники у педагогов. Чиновники от образования говорят, что она была прогнозируема. Результаты полностью соответствуют общероссийским показателям пятилетней давности, когда целый ряд регионов впервые проводил ЕГЭ.
Единый государственный экзамен сдавали без малого двадцать тысяч выпускников из более чем 450 учебных заведений края. Лучше всего 11-классники справились с тестовым заданием по математике и биологии и набрали в сумме 3,3 балла. Хотя эти оценки вряд ли можно назвать хорошими. Самые низкие результаты показали по русскому языку (этот предмет был обязательным для всех) и физике.
Знания выше среднего уровня показали учащиеся гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Бесспорным лидером стала вторая гимназия Георгиевска - ее учащиеся заработали самый высокий балл. Такими же успешными оказались и первый невинномысский лицей, гимназия № 24 Ставрополя. Все выпускники этих учебных заведений сдали ЕГЭ без двоек.
Неплохие результаты показали школы-победители конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих в рамках нацпроекта инновационные образовательные программы.
Всем остальным не удалось избежать "неудов". Мало того, средний балл - двойку - заработали в двадцати пяти школах края. Выпускники четырех из 76 учебных заведений сдали экзамен только на "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
На результаты единого государственного экзамена повлияли не только объективные, но и субъективные факторы, уверены педагоги. Так, например, некоторые школьники, не желая сдавать устные предметы, целенаправленно шли на ЕГЭ. Даже "неуд" гарантировал им тройку в аттестате. В этом году "халява" закончилась. Автоматически повышать балл, если выпускник схлопочет двойку, будут только по обязательным предметам. Пересдать можно только осенью следующего учебного года в традиционной экзаменационной форме.
Единый, но не единственный
Итоги ЕГЭ проанализированы в каждой школе. Удалось выяснить недостатки и сложности, с которыми столкнулись большинство выпускников. Как оказалось, они не умеют работать с текстом, кратко и емко излагать мысли, аргументировать их, слабо понимают, как применять формулы. Дети плохо справились и с заданиями, требующими понимания сути явлений и процессов, умения объяснять их на основе законов природы и общества.
- Многое наши учителя взяли на вооружение, им пришлось пересмотреть формы и методы обучения. Они стараются уделять больше времени тем предметам и ошибкам, с которыми не справились прошлогодние выпускники, - рассказывает Нина Бобрышева. - За счет школьного компонента вводят факультативные, дополнительные занятия, организовывают спецкурсы.
Чтобы не ошибиться, 11-класснику нужно знать не только, что написать, но и как это оформить. Взять хотя бы историю. Имя царя или императрицы не следует писать с маленькой буквы, ответ будет считаться неверным. А ответ "Павел второй" не требует использования римских цифр, иначе можно потерять один балл.
Доступ к методическим материалам по ЕГЭ, хранящимся в федеральном Центре тестирования, имеют не все предлагающие школьникам и родителям услуги по подготовке к экзамену. Мало того, не все задания может проверить компьютер. Расшифровывать запись школьника и оценивать ее должны специально подготовленные эксперты. Тогда можно говорить об объективной оценке и качественной подготовке выпускника.
- Если в 2006-2007-м учебном году центры тестирования сами инициировали участие в подготовке выпускников, а министерство рекомендовало районным отделам образования обращаться для этого в ближайшие вузы (организующие репетиции ЕГЭ), то сегодня школы обращаются к нам без напоминаний, - говорит руководитель регионального центра тестирования Татьяна Устименко. - Все, что связано с единым госэкзаменом, прошлогодние выпускники принимали в штыки, считая, что для них насильственно внедряют тестовую форму. Теперь 11-классники и их родители начинают понимать, что им помогают.
Как уверены учителя, сегодня ставропольские школьники осознано выбирают ЕГЭ для сдачи сразу нескольких предметов. Те, кто планирует поступать в вуз в этом году, целенаправленно хотят сдавать все экзамены в тестовой форме, дабы потом не пришлось участвовать в традиционных вступительных испытаниях.
Алексей Ерохин, проректор по экономическим вопросам Ставропольского государственного университета:
- Рассуждать о том, нужен или нет единый госэкзамен, хорошо это или плохо, сейчас уже нецелесообразно. Решение принято, ЕГЭ скоро войдет в штатный режим, и теперь главная задача, которая стоит перед всеми участниками образовательного процесса, - научиться действовать сообща, быть готовыми и методически, и теоретически, и научно.
Прежде всего, нужно работать с выпускниками. Результаты прошлогоднего ЕГЭ, мягко говоря, вызывают тревогу. Многие медалисты, например, не смогли подтвердить свои отличные оценки. Неизвестно, что покажет новая волна единого государственного экзамена. К сожалению, только недавно определен перечень предметов, которые будут включены в ЕГЭ. Математики в этом списке не оказалось.
Интерес высших учебных заведений не только в том, чтобы принять участие в подготовке выпускников. Нам нужно знать своих студентов. Поэтому еще на ранних стадиях образовательного процесса следует организовать качественную довузовскую подготовку и профориентацию учащихся. С введением ЕГЭ выпускник имеет право быть одновременно абитуриентом нескольких университетов и институтов (приемные комиссии принимают копии сертификатов единого госэкзамена). В самый последний момент он может забрать документы. В это время, как правило, в вузах практически завершается период зачисления. По тем специальностям, где принимались результаты ЕГЭ, приходилось объявлять дополнительный набор. К этой мере в прошлом году прибегли почти все вузы Ставрополья. Недобор влияет и на кадровый состав учебного заведения, и на контингент, и на объемы финансирования. В выигрыше остаются, как правило, вузы мегаполисов.