В Мурманской области в качестве жеста доброй воли чиновники решили оказать социальную помощь беременным и кормящим мурманчанкам. По решению регионального правительства они должны были обеспечиваться бесплатным детским питанием.
Сейчас выяснилась, что из-за халатности чиновников обещанную помощь получили не все, а часть закупленного на бюджетные деньги детского питания так и осталась лежать на складах.
Контрольно-счетная палата Мурманской области проверила, как реализуется региональная программа по обеспечению полноценным питанием женщин и детей. Установлено, что благая социальная инициатива на деле обернулась обыкновенной бесхозяйственностью.
Во-первых, по данным аудиторов, о реализуемой в регионе программе мало кто знал, поскольку информация нигде не публиковалась.
Во-вторых, беременных и кормящих северянок разделили по ведомственному принципу. В программу не попали работницы милиции, управления исполнения наказаний, министерства по чрезвычайным ситуациям и другие.
Однако и те, кому детское питание было положено по статусу, его недополучили. Чиновники посчитали, если выдавать питание всем без исключения беременным и молодым мамам региона, потребуется 153 миллиона 535 тысяч бюджетных рублей. Таких денег в региональной казне не нашлось, поэтому финансирование ограничили 26 миллионами.
Почему финансисты и представители комитета по здравоохранению уперлись именно в эту сумму, осталось загадкой даже для аудиторов. Но на этом казусы бюджетного вскармливания не закончились. По расчетам все тех же чиновников питанием следовало обеспечить 2 660 беременных женщин (30 процентов от общего числа), 740 кормящих матерей (20 процентов всех мам) и 2530 детей в возрасте до года. Кто определил, что именно такое количество детей войдет в программу, опять же неизвестно.
Далее события развивались по финансовому плану. После того, как комитету по здравоохранению было выделено 26 миллионов 982 тысячи рублей, провели открытый конкурс. Детское питание решили возить из Санкт-Петербурга. Правда, после проведения открытого тендера бюджетные вливания медицинскому комитету урезали на 13 миллионов рублей, но дефицит не остановил чиновников. Они с чувством долга продолжали выполнять первоначальный государственный контракт. Как написали в отчете аудиторы Контрольно-счетной палаты, "заявки ежемесячно направлялись комитетом на одну и ту же сумму - 2 миллиона 248, 3 тысячи рублей". Подобная деятельность окончилась тем, что вместо 13 миллионов фирме проплатили двадцать и еще три бюджет региона остался должен.
Такое рвение было понятным, если бы беременные мурманчанки и кормящие матери действительно получали бесплатное питание или остро в нем нуждались. Но на деле поликлиники даже не отправляли заявки в комитет по здравоохранению, чиновники сами решали, какой поликлинике и сколько бесплатного питания поставлять.
В итоге педиатры на местах выдали женщинам и их детям всего 99 тысяч 718 банок сухой смеси - ровно половина закупленного на бюджетные деньги. Еще 101 тысяча банок так и осталась лежать на складах. В некоторых поликлиниках было выдано вообще только 10-20 процентов детского питания. Например, в мурманской детской поликлинике № 1 остатки составили 90 процентов. В детской поликлинике № 5 областного центра - 79,8 процента.
То, что аудиторы Контрольно-счетной палаты назвали в своем отчете "остатками смесей" - на самом деле обычное детское питание, которое должны были бесплатно получать дети с низкой массой тела, задержкой роста, анемией, заболеваниями почек, пищевой аллергией.
Таких детей в Мурманской области много. Например, грудничков с анемией у нас 715, с рахитом - 2 559 , с болезнями органов пищеварения - 2 529, с болезнями эндокринной системы и нарушениями обмена веществ - три тысячи.