20.03.2008 04:30
    Поделиться

    На Урале дом-интернат стал лучшим сельскохозяйственным предприятием поселка

    Социальные учреждения не могут пока принять всех желающих

    Cкоро в Верхней Туре будет сдан в эксплуатацию дом-интернат для престарелых, оснащенный современным оборудованием.

    Возможно, событие не самое громкое. Но таких учреждений строится пока мало. Между тем демографы отмечают быстрое старение населения. И услуги такого рода становятся все более востребованны. Об этой стороне жизни региона корреспондент "РГ" беседует с заместителем министра социальной защиты населения Свердловской области Валерием Бойко.

    Российская газета: Валерий Юрьевич, ваше ведомство по определению острее других должно ощущать на себе демографическую ситуацию. Что говорят цифры?

    Валерий Бойко: Сегодня в системе социальной защиты населения Свердловской области действует 33 стационарных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживают восемь тысяч человек, из них 2400 - это инвалиды до 50 лет. Обеспеченность домами-интернатами в области составляет 18 мест на десять тысяч жителей. По этому показателю наш регион занимает ведущие позиции в России. За последние годы заметно увеличился объем бюджетного финансирования стационарных учреждений. Если в 2006 году он составлял 764 миллиона рублей, то в прошлом уже превысил один миллиард. Затраты немалые, ведь мы работаем с людьми, которым без помощи государства не обойтись.

    РГ: Сфера социального обслуживания всегда финансировалась по остаточному принципу, а теперь что-то меняется?

    Бойко: Пока, к сожалению, нет федеральных программ, которые предусматривают развитие стационарного социального обслуживания. В последние годы мы работаем в рамках областной программы народосбережения. Всего область тратит на социальное обслуживание до трех миллиардов рублей, из которых треть приходится на стационары. Приходится латать и старые дыры. К примеру, с учетом последних происшествий в домах-интернатах из облбюджета выделено 15 миллионов рублей на противопожарное оборудование.

    РГ: Как выглядит Средний Урал в свете общефедеральных норм и стандартов?

    Бойко: Такие стандарты все еще не приняты в полном объеме. Это одна из основных проблем. Вообще, надо признаться, что вся нормативная правовая база, касающаяся жизнедеятельности интернатов, давно устарела. В советское время считалось, что старики должны жить исключительно в семьях, что детей-инвалидов нет, ну и так далее. В начале 2005 года Федерация передала все функции по стационарному социальному обслуживанию на региональный уровень. Пришлось самостоятельно разрабатывать областные стандарты. В декабре 2006 года принято постановление правительства области № 1042-ПП. Этот документ сегодня для нас главный. Он регламентирует объем предоставляемых услуг по социальному обслуживанию, требования к их качеству. В соответствии со стандартами определены "базовый" и "повышенный" уровни  предоставления услуг. Другими словами, мы берем обязательства перед своими пациентами, а те в свою очередь получают возможность знать и требовать весь комплекс предоставляемых услуг. Давно ждем принятия нового Федерального закона об основах социального обслуживания населения, выслали свои предложения, надеемся, что он появится в нынешнем году. А пока у нас разработана программа развития стационарного социального обслуживания в рамках областной программы народосбережения до 2015 года.

    РГ: И что она дает людям?

    Бойко: Совместно со специалистами Московского социального университета имени Шолохова мы создали совершенно новую модель взаимодействия всей сети наших интернатов. Впервые в РФ разработана индивидуальная программа отбора, человек при подаче заявления об устройстве в интернат проходит тестирование. Оцениваем степень его физического и психического здоровья, наклонности, возраст, чтобы не просто определить его на свободную койку, а в такой интернат, который ему подходит. С помощью программы мы дифференцировали дома-интернаты под конкретного человека, определяем, в каком направлении идти дальше. Таким образом, решаем две задачи: создаем для клиента комфортные условия и экономим бюджетные деньги.

    РГ: Каким же образом?

    Бойко: Некоторых сразу определяем в отделение милосердия. Если человек не может самостоятельно встать с кровати, ему нужен покой, медицинский уход. Значит, ни о какой трудовой реабилитации и речи быть не может. Тогда в этом интернате не нужно тратить деньги на развитие, например, подсобного хозяйства. Но ведь есть и молодые инвалиды. Например, наши подопечные из Березовского и Краснотурьинского интернатов участвуют в чемпионатах России по пауэрлифтингу, теннису, армрестлингу, футболу и занимают призовые места. Естественно, для таких людей надо создавать условия, которые способствуют их саморазвитию.

    РГ: Индивидуальный подход, который предполагает ваша модель, требует специалистов самой разной квалификации. Как решаете проблему кадров?

    Бойко: Учим все категории специалистов. Пять лет назад у нас были огромные трудности с кадрами, особенно низшего звена - санитарами, уборщиками и так далее. По какому пути мы пошли? В Талицком и Первоуральском домах-интернатах создали отделения для реабилитации молодых инвалидов, гостиницы при учреждениях и стали обучать их соответствующим специальностям для своей системы. Мы не ожидали такого эффекта - молодые инвалиды со специальностью стали востребованны, выстроилась очередь для их направления в другие наши учреждения. Они получают зарплату, ощущают себя членами общества, что очень важно. Самостоятельно приобретают одежду, бытовую технику, некоторые работают вне интернатов. Талицкий дом-интернат стал настоящей кузницей кадров. Словом, проблему решаем.

    РГ: Есть ли экономический эффект от подсобных хозяйств?

    Бойко: Вы будете удивлены, но Красногвардейский психоневрологический интернат держит пальму первенства в поселке по развитию свиноводства, производству картофеля и овощей. Березовский дом-интернат на 50 процентов обеспечивает проживающих мясом, на 100 - молоком. Недавно там соорудили пилораму, приобрели оборудование по изготовлению тротуарной плитки. Тем самым экономятся значительные средства. А молодежь приобретает трудовые навыки.

    РГ: Чему еще обучаете подопечных?

    Бойко: В домах-интернатах проживает около 900 ребят в возрасте до 18 лет, контингент специфический. Программы обучения для них создавались еще в 70 годах прошлого века. Для разработки новых пришлось привлекать ведущих ученых вузов Екатеринбурга. С первого сентября прошлого года свыше 150 детей стали обучаться в коррекционных школах. В Екатеринбургском и Карпинском интернатах обучение происходит на местной базе. Подготовлены современные классы, которые отвечают образовательным стандартам. В Нижнетуринской коррекционной школе наши ребята обучаются вместе с детьми, которые проживают в семьях. Педагогами там выступают специалисты с высшим образованием, а это уже совершенно иной, более высокий уровень обучения, чем мы чрезвычайно гордимся. Положительное влияние обучения мы постоянно отслеживаем. В двух домах интернатах - Екатеринбургском и Березовском - созданы специальные компьютерные классы.

    РГ: Сегодня общепризнаны преимущества государственно-частного партнерства. В этом формате создаются детские сады, школы…

    Бойко: Развитие негосударственного социального обслуживания - одна из перспективных задач. Исследования демографов и социологов показывают: вслед за ростом количества пожилых людей потребуется увеличение числа интернатов. У нас в области разработаны соответствующие стандарты. А в дальнейшем нужен госзаказ на социальное обслуживание. Нынешние предприниматели все еще недоверчиво смотрят на дома-интернаты. Частный бизнес в нашей стране в этой сфере мало изучен, хотя за рубежом он один из самых доходных. Должны быть установлены четкие правила игры со стороны контролирующих органов. Пока такой вид деятельности не лицензируется. Это на руку нечисто­плотным людям. Берут в аренду крохотное помещение, устанавливают двухъярусные кровати и получают прибыль. Возмутительно! Необходимо развивать институт приемных семей для престарелых и инвалидов, поощрять развитие системы ухода за ними родственников с оплатой соответствующего труда, как это делается, например, в Финляндии. Для государства это будет в разы дешевле, чем строить новые дома-интернаты.

    Поделиться