20.03.2008 04:45
    Поделиться

    Разработки тюменских ученых заинтересовали ямальских нефтяников и газовиков

    Крупнейшие нефтегазовые компании Надыма, Нижневартовска и Нефтеюганска пригласили к себе представителей института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета выступить с научным докладом. Северян заинтересовало новое изобретение сибирских ученых: метод прокладки трубопроводов с помощью понтонов, выполненных из композитных материалов.

    Почти год группа специалистов университета трудилась над проектом, специально созданным для условий Западной Сибири. Напомним, здесь территория изобилует топями - заболоченность во многих местах достигает 50-60 процентов. Даже обычной спецтехнике - бульдозерам и вездеходам - путь открыт далеко не на все участки, где необходимо прокладывать трубопроводную трассу. Предлагаемая тюменцами технология идеально подходит для труднопроходимых болот.

    На первый взгляд идея не нова, отмечают в институте транспорта: металлические понтоны всегда широко использовались военными, особенно при переправке техники через водные преграды. Особенность в том, что ученые кафедры разработали понтоны из композитных материалов - высококачественных полимеров. Как известно, изделия из таких материалов прочны, легки и не подвержены коррозии. Срок службы полимерных конструкций - более полувека. На нескольких таких понтонах можно закрепить трубы, по которым пойдет углеводородное сырье. Платформы можно выстроить таким образом, чтобы одновременно использовать их и в качестве дороги, по которой доставляется дополнительное оборудование для монтажа трубопровода.

    Отметим, что опытная мини-модель прошла испытание на плавучесть в одном из НИИ города Сочи. Причем понтоны смогли выдержать волновую нагрузку на море и даже шторм до четырех баллов.

    На научные изыскания кафедре института транспорта было выделено восемь миллионов рублей. В ближайшие полгода планируется изготовить промышленный образец и провести его испытания. К усовершенствованию технологий из полимеров привлекли и молодых аспирантов ТюмГНГУ.

    Мнение

    Вадим Иванов, заведующий кафедрой института транспорта ТюмГНГУ, доктор технических наук, профессор:

    - На Бованенковском месторождении первая проблема - отсутствие временных и постоянных дорог. Те автомобильные трассы, которые строились ранее, достаточно быстро разрушаются в болотистых условиях. А передвижение буровых установок от куста к кусту необходимо. Трудность в том, что в районе освоения - ягельный покров, нарушение которого приводит к необратимым процессам: покров не восстанавливается длительное время, появляются водотоки, ручьи, возникает эрозия почвы. Использование средств на воздушной подушке там практически невозможно - пески мелкие и пылеватые. Поэтому понтонный вариант может стать оптимальным для решения дорожной проблемы.

    В процессе общения с заказчиками возникло предложение на базе наших конструкций создавать так называемые инвентарные дороги, по которым в случае аварий на трубопроводах можно быстро доставлять ремонтную технику к месту ЧП. Понтонная дорога рассчитана на нагрузку в 60 тонн. Сейчас мы будем работать над увеличением грузоподъемности до 120-150 тонн - это просьба одной из крупнейших газодобывающих компаний Ямала.

    Поделиться