20.03.2008 02:00
    Поделиться

    В Москве открылась выставка "Возрожденные сокровища федеральных архивов"

    Возрожденные сокровища федеральных архивов будут доступны широкой публике до 30 марта.

    После чего многие реликвии покинут выставочный зал федеральных архивов на Большой Пироговской: их поместят в специальные хранилища.

    Посмотреть есть на что. Фактически каждый из сотни выставленных экспонатов, которым реставраторы вернули жизнь, по-своему уникален и бесценен. Самые древние экспонаты на выставке возрожденных документов - духовные грамоты великого князя Ивана Калиты. Тут же лежит Судебник царя Ивана Грозного 1550 года в кожаном переплете XIX века - кстати, он существует в единственном экземпляре.

    Выставлены и Указ персидского шаха Аббаса II русским послам - пропуск о свободном передвижении, рисунки Сергея Эйзенштейна, карикатуры времен Крымской войны.Абсолютный раритет: этой серебряной печати времени Ивана Калиты более 670 лет.

    Интересно, что самый внешне впечатляющий экспонат выставки - план Парижа размером 2,5 на 3,5 метра - правильнее назвать не раритетом, а культурно-исторической сенсацией.

    Дело в том, что в свое время прево купечества Парижа Мишель-Этьен Тюрго (по-нынешнему - мэр) распорядился нарисовать и отгравировать план французской столицы в немыслимом для того времени масштабе 1:400, издав исполинское полотно тиражом 2600 экземпляров. Планы разослали во все дворы европейских монархий. Достались "карты Парижа" даже турецкому султану и китайскому императору. Но по какой-то причине Москву рассылка мэра столицы Франции обошла стороной.

    Судебник Ивана Грозного. Создан в 1550 году. В кожаный переплет документ "одели" значительно позже - уже в XIX веке.Парадокс в том, практически нигде в мире эти планы не сохранились. Считалось, что в мире их всего 5 - четыре во Франции, один - в библиотеке Ватикана. И вот практически случайно еще один план Парижа найден в российском госархиве древних актов. Как он к нам попал - загадка.

    Кстати, актуальность труда старых картографов сохраняется: многие памятники, мосты и здания на плане французской столицы стоят на "своих" местах. Но, разумеется, никакого "новодела" - всяких там Эйфелевых башен - там не ищите...

    Последние полтора года шедевр находился в руках реставраторов центра Грабаря и на обозрение представлен впервые.

    По словам замминистра культуры Андрея Бусыгина, выставка демонстрирует не только документы, но и мастерство реставраторов.

    - Ежегодно реставрируется около 2 тыс. единиц хранения уникальных и особо ценных документов, - уточнил замруководителя Федеральной архивной службы России Владимир Тарасов. - Этого, конечно, недостаточно. Потребность составляет свыше 300 тыс.

    Поделиться