20.03.2008 03:20
    Поделиться

    Глава "Гознака" Аркадий Трачук: Новый загранпаспорт рассчитан на 10 лет службы

    О том, как проверяют на прочность российские паспорта, на "деловом завтраке" в "РГ" рассказал гендиректор "Гознака" Аркадий Трачук.

    Российская газета: Говорят, российский паспорт спокойно выдерживает 2,5 часа машинной стирки при температуре 60 градусов. После чего все ламинаты остаются в целости и сохранности. И тушь секретная, которой паспортистки его заполняют, тоже не расплывается. А все это благодаря технологиям, которые применяются при изготовлении документов на фабрике "Гознака".

    Аркадий Трачук: То, что наш паспорт выдерживает стирку, приятно слышать, но, в общем-то, ожидаемо. Потому что любой продукт, который мы выпускаем, обязательно проходит серию достаточно жестких тестов. Особенно это касается продуктов длительного пользования, к которым относится и паспорт.

    Сюда входят и физические испытания на прочность, и химические испытания. Мы убеждаемся, что во всех бытовых ситуациях, в которых он может оказаться, включая стирку, паспорт останется в таком состоянии, что его можно будет использовать по прямому назначению. Кстати, многие носят паспорт в заднем кармане брюк. Потому есть несколько специализированных организаций, которые занимаются подобными испытаниями. Они даже тест такой разработали - по носке в заднем кармане брюк.

    10 лет для начала

    РГ: И на сколько лет службы рассчитан российский паспорт?

    Трачук: Например, новый загранпаспорт рассчитан на срок службы в 10 лет. Именно этот срок мы закладываем в технические условия и при его разработке. Однако в соответствии с законодательством пока он служит пять лет. Вы, наверное, слышали о том, что есть смысл увеличить срок действия. И хотя пока такого решения не принято, мы уже сейчас рассчитываем технические характеристики документа на гораздо более долгий срок службы.

    РГ: А с микрочипами, которые используются в новых загранпаспортах, проблем не будет?

    Трачук: Безусловная проблема для любого электронного носителя - прямое механическое воздействие. Например, если по нему ударить молотком, он этого не перенесет. Хотя сам чип этот удар, может, и выдержит, но отойдут контакты от антенны, и его нельзя будет прочитать.

    Еще одна проблема - электромагнитные импульсы, но она, скорее всего, чисто теоретическая.

    Потому что для того, чтобы чип вышел из строя, уровень электромагнитного воздействия должен быть такой, которого в реальной жизни практически не бывает. То есть, даже если вы находитесь рядом с какой-нибудь мощной радиоантенной, с той же Останкинской телебашней или внутри нее, проблем с эксплуатацией документа возникнуть не может.

    РГ: Ходят разговоры, что при пересечении границы у наших граждан возникают проблемы с новыми загранпаспортами - иностранная техника не может прочитать данные с микрочипов?

    Трачук: Честно говоря, впервые слышу. Когда этот документ разрабатывался, были учтены международные правила по формированию данных в чипе. Эти правила стандартные. Они разработаны по рекомендациям ИКАО - Международной организации гражданской авиации, которая, как специализированная организация при ООН, отвечает и за паспортный досмотр. И перед тем, как новый загранпаспорт вводился в действие, были проведены его испытания на совместимость с нашими коллегами в США, Англии, Германии и Франции. По всем этим испытаниям у нас есть заключения о том, что наш паспорт читается погранслужбами этих стран. Так же, как их паспорта читаются оборудованием, которое устанавливается на погранпунктах России.

    Никакой информации о том, что наш паспорт где-то там не читается, не было ни от Федеральной миграционной службы, ни от каких-либо других организаций. Поэтому, если есть какие-то конкретные сигналы, мы готовы разбираться.

    Впрочем, возможно, речь здесь о другой проблеме. Дело в том, что новая информационная система в мире еще до конца не достроена. Когда формируется запись в чипе, она закрывается цифровой подписью, которая подтверждает, что никакие изменения туда не вносились и информация подлинная. На сегодня мы можем читать только собственную цифровую подпись, российскую, а других государств - нет. И, наоборот, когда мы пересекаем границу, наши данные прочитает любой пограничник, а проверить цифровую подпись не может, потому что у них нет для этого т.н. открытых ключей.

    Чтобы эта система полноценно заработала, сейчас создается межгосударственный орган, который будет иметь эти открытые ключи и снабжать ими уполномоченные органы разных стран. Но эта часть работы пока не завершена, а потому, когда пограничники читают чип, у них на экране высвечиваются персональные данные, но при этом появляется табличка между сообщениями, что цифровая подпись не подтверждена. Может, с этим и связаны подобные разговоры.

    Паспорт от "Филипса"

    РГ: Новый загранпаспорт сделан из российских материалов, или вы что-то закупали за рубежом?

    Трачук: В советские времена был стандарт, запрещавший определенным отраслям пользоваться зарубежными материалами. Но мы уже давно не рассматриваем закупку материалов за границей как нечто экстраординарное. Потому во многих изделиях "Гознака" присутствуют материалы и комплектующие, которые закупаются за границей. И новый паспорт в этом смысле не исключение. Но если полиграфические материалы, будь то обложечный материал или какой-то пластик, за границей гораздо лучше, чем у нас, то вся используемая бумага - гознаковского производства.

    Если говорить об электронном носителе информации для нового паспорта, то пока мы выпускаем паспорта с микросхемой производства фирмы "Филипс". Однако создание отечественного микрочипа, по крайней мере в масштабах, необходимых для нужд паспортной программы, может стать некоторым стимулом для развития российской электроники, которая существенно подотстала от Запада. И сейчас два крупнейших производителя в области отечественной микроэлектроники - "Микрон" и "Ангстрем" работают в рамках конкурса, который был проведен минпромэнерго по разработке микросхемы для паспортного чипа. В этом году ожидаем получить от них опытные партии.

    Поделиться