Москва вытесняет предприятия в промзоны

Как стало известно корреспонденту "РГ", в настоящее время на согласовании в правительстве Москвы находится полный перечень промышленных зон столицы.

Разработанный НИИ Генплана города, он предполагает, что в самом скором времени из прежних 17,5 тысячи гектаров фабрикам и заводам останется всего 7,5 тысячи гектаров территорий. Многим из них придется покинуть обжитое место. При этом значительная часть предприятий, как честно признают власти, просто не выдержит переезда. Чем грозит подобная ситуация москвичам? Тотальной безработицей? Об этом - беседа корреспондента "РГ" с министром правительства Москвы, руководителем департамента науки и промышленной политики города Евгением Пантелеевым.

Завод-банкрот: куда идти?

Российская газета: Евгений Алексеевич! Известно, что 20-25 процентов, или примерно 200 действующих предприятий российской столицы, имеют устаревшие технологии и оборудование и являются потенциальными банкротами. Какая участь их ожидает?

Евгений Пантелеев: Если не найдут средств на модернизацию, то вынуждены будут прекратить свое существование.

РГ: И сколько рабочих окажутся выброшенными на улицу?

Пантелеев: На предприятиях, которые могут закрыться, трудятся примерно 100 тысяч работников, но на улице, я думаю, не окажется никто. Хотя бы потому, что в одной промышленности города дефицит кадров составляет около 60 тысяч человек. А в банке данных службы занятости столицы вообще на каждого безработного предлагается 13 свободных вакансий! Другими словами, в Москве сейчас не только самый низкий уровень безработицы в стране, но он еще и ниже, чем был за все последние годы (вместо недавних 0,6 процента составляет всего 0, 4).

РГ: Перебазирование предприятий в промзоны: это более скорый путь в никуда для не нашедших себя в условиях рыночной экономики или все-таки еще один шанс выжить?

Пантелеев: Конечно же, шанс к возрождению. Город дает его, потому что прежде всего сам заинтересован в развитии этого бизнеса. И потому, что 20 процентов налогов в бюджет столицы поступает именно от промышленности, и потому, что за ней стоит около 600 тысяч рабочих мест для москвичей. Поэтому и затевается ее модернизация.

Перово - дорога в будущее

РГ: При разработке планов столь масштабного перебазирования предприятий принималось ли во внимание мнение самих жителей столицы?

Пантелеев: Приступая к этой работе, наш департамент заказал ученым Института социально-политических исследований РАН опрос на эту тему. Выяснилось, что подавляющее большинство горожан поддерживают идею создания промзон и освобождения центра от предприятий. Причем 26 процентов опрошенных полностью одобряют такой подход, а 61 процент - при условии сохранения рабочих мест. Негативную оценку высказали лишь 7 процентов респондентов.

РГ: Сколько промзон намерена оставить Москва?

Пантелеев: 200 в составе производственных территорий и еще 50 - вне их.

РГ: И чем они будут отличаться от ныне существующих?

Пантелеев: Они будут действительно производственными. А не как сейчас, когда многие представляют собой скопище складов, автобаз, коммунальных объектов и просто мест для свалок. С хорошими дорогами, аэропортами и вокзалами, необходимой инфраструктурой, благодаря которой легко подключить к теплу, свету и воде любое новое производство.

РГ: На недавнем заседании правительства Москвы был утвержден проект планировки первой промзоны в Перово. Как она будет выглядеть?

Пантелеев: Это самая маленькая промзона в Москве площадью всего 55 гектаров. Главным ее отличием станет то, что с одних и тех же производственных площадей там будет сниматься гораздо больший объем продукции. Это произойдет уже в течение ближайших двух-трех лет.

РГ: Как вы собираетесь заставить собственников работать более эффективно? Поувольняете директоров?

Пантелеев: Ставка делается на создание хороших условий для инвестиций. Например, именно промзоны станут в Москве единственным местом, где можно будет получить место под строительство без всяких конкурсов: нового цеха, общей инфраструктуры, необходимой не только для этого предприятия, но и для соседей. Условие одно: здесь должно быть все предназначено только для развития науки и промышленности. Никаких чужеродных вкраплений не допускается.

РГ: Какие производства городские власти прежде всего намерены поддерживать?

Пантелеев: И в этом отношении мнение правительства Москвы совпало с мнением москвичей. Уже упоминавшийся опрос показал, что большинство горожан видят свой город центром высокотехнических производств. А самыми приоритетными для внедрения научно-технических достижений считают такие отрасли, как производство изделий медицинской техники, оптических приборов и аппаратуры (61 процент), продуктов питания и текстиля (49 процентов), бытовой техники (41 процент), машин и оборудования (40 процентов), автомобилей (38 процентов).

Ставка на инновации

РГ: Ставку на инновационные технологии столица сделала уже тем фактом, что выиграла право на создание вместе с федеральным центром особой экономической зоны внедренческого типа в Зеленограде...

Пантелеев: Да. Первые четыре резидента там уже зарегистрированы. Надеюсь, что к концу года в этой зоне освоят и первую продукцию. В частности, выпуск пластин размером 0,13 микрона, то есть на вполне современном уровне. Плодами этого смогут воспользоваться производители сим-карт для мобильных телефонов, проездных бесконтактных билетов для метро, биометрических паспортов, социальных карт москвича и другие.

РГ: Где еще в Москве инновационные технологии получат мощное развитие?

Пантелеев: В ближайшие 3-4 года планируется создать несколько таких территорий. Например, кластерную структуру на базе авиационного завода им. Чернышова и Тушинского машиностроительного завода, химических инноваций - на базе Института пластмасс и НИИ эластомеров, машиностроительного профиля - на базе бывшего АЗЛК.

РГ: Значит ли это, что промышленность в российской столице была и в дальнейшем останется одной из крупнейших в России?

Пантелеев: Да. Но это будет уже совсем другая промышленность. Не та, трубы которой коптят небо, загрязняют Москву-реку и землю до такой степени, что прежде чем на ней что-нибудь построить, дешевле вывезти почву, чем ее реабилитировать.

Узнать подробности и задать вопросы можно на сайте Департамента науки и промышленной политики: www.dnpp.ru

Прямая речь

Николай Евтихиев, префект Восточного административного округа:

- Из расположенной на востоке столицы промзоны выведут все грязные производства - вроде Кусковского химзавода. Освободившийся участок подвергнут рекультивации. По окончании восстановительных работ на нем построят современный жилой квартал со школой, двумя дет садами, поликлиникой, библиотекой и спортзалом. Полностью планируется решить и гаражную проблему - подземные и наземные парковки смогут принять около 5 тысяч автомобилей. Здесь же будут созданы дополнительные рабочие места для 5100 человек. Для этого построят административно-деловой и торгово-промышленный комплексы.

Опрос

Мечты опережают действительность

Ученые Института социльно-политических исследований РАН, которым правительство Москвы заказало исследование оценки москвичами работы столичного правительства по модернизации промышленности, обратили внимание на один тревожный момент.

Они пришли к выводу, что, мечтая увидеть Москву городом высокотехничных производств, многие жители столицы явно переоценивают свою готовность работать в нем. По крайней мере в ходе опросов мало кто из горожан отнес к приоритетам работу власти по подготовке и переподготовке кадров для московской промышленности. Между тем открытие в Санкт-Петербурге завода по выпуску автомобиля Camri потребовало переучивания практически всех его работников с помощью иностранных инструкторов. Да и в Японии этот процесс продолжается.