Вчера в ЦВЗ "Манеж" открылась первая выставка "Фотобиеннале-2008" (ее еще называют "Месяцем фотографии"), на которой предстали мэтры искусства светописи Эдуард Буба, Марио Джакомелли, Ральф Гибсон и др. Фотопробег по остальным 30 выставочным площадкам и около 100 персональным экспозициям зрителям предстоит завершить к середине апреля.
Мало кто почувствовал, что этот фотомарафон начался уже месяц назад. С конца февраля в арт-центре "Винзавод" экспонируются выставки современной латвийской фотографии Private и проект Сергея Браткова "В поисках горизонта". Надо полагать, что эти торопыги вписываются в одну из тем нынешней биеннале "Скорость и движение". Но поскольку они означены как проходящие лишь "в рамках биеннале", постольку возвращать их на старт никто и не собирается. А к субботе вырвавшихся вперед нагонят лидеры биеннале. На "Винзаводе" откроется выставка, приуроченная к 60-летию знаменитого фотоагентства "Магнум". Хотелось бы надеяться, что покажут работы его отцов-основателей, однако рассчитывать на то, что привезут то самое знаменитое шампанское "Магнум", распив которое фотографы тогда и сорганизовались в фирму, видимо, не стоит. Так или иначе, из этого круга обещают показать Гарри Груйера, вообще-то фотографа рекламы, но, оказывается, не чуждого и деликатной пейзажной съемки ("Берега"), Ги Ле Керрека, который напомнит о джазовых выступлениях в Париже в 1960-70-е годы ("Джаз - от J до Z"), Георгия Пинхасова, удачливого ловца световых эффектов ("Как будто бы свет"). Кстати, бывший оператор "Мосфильма", увлекшийся фотографией в 70-е годы, единственный русский, работающий для "Магнума". Наконец Алекс Уэбб приоткроет секреты своих люмино-колористических экспериментов с фотографией ("Цвет. Страдание света"), чем в полной мере проявит другую тему биеннале - "Свет и цвет".
Уже по этому краткому описанию становится понятным, что фотобиеннале возвращается к профессиональным проблемам, о которых, кажется, стали порядком забывать, увлекшись погоней за глянцем, рекламой и гламуром. Критики и зрители уже начали путать "Месяц фотографии" с фестивалем "Мода и стиль в фотографии", который все тот же организатор - Московский дом фотографии во главе с Ольгой Свибловой - устраивает в паузах между биеннале.
Тональность нынешней биеннале, похоже, задает букет из выставок мэтров фотографии в ЦВЗ "Манеж". Некоторых из них, таких, как Эдуард Буба и Марио Джакомелли, в Москве уже видели, но лишь в составе коллективных выставок. Теперь же можно будет с толком и расстановкой рассмотреть парижские виды и уличные курьезы, которые захватил врасплох объектив Э. Буба в 40-е и 60-е годы, а также "зачитаться" фотографическими сонетами, которые из светотени южной Италии составил М. Джакомелли. Если к этому добавить Ральфа Гибсона, представленного целым портфолио "Пройденное", раскрытым для понимающих в фотографической пластике, а также лирика и физика света Богдана Конопку, убедительно доказывающего, что в "цифровой" век еще рано списывать съемку на пленку, то манежная выставка предстанет как целый университет фотоискусства.
Удержав в памяти последнюю манежную экспозицию "Первоцвет", рассказывающую о том, как с помощью различных технических ухищрений фотография проделала путь от дагеротипов-"крашенок" позапрошлого века до современных цветных сибахромов, можно будет уже подготовленным прийти в "Новый Манеж", где среди прочего демонстрируется оригинальное творчество братьев Люмьер. Мало кому известно, что братья-киношники прославились еще и изобретением оригинальной техники цветной фотографии - "автохрома". А один из них, Луи, вообще считал это главным делом своей жизни. Об этом техническом фокусе 1907 года нужно помнить, когда доведется рассматривать современные отпечатки, но с настоящих, действительно люмьеровских пластин.
Пожалуй, на этом пока и следует прервать анонсирование выставок фотобиеннале. Хотя бы для того, чтобы уберечь зрителей от визуального "переедания", ведь "кормить" фотографией будут до 15 апреля.