Реконструкция старейшего воронежского драмтеатра близится к концу

Реконструкция здания одного из старейших театров России - воронежского драмтеатра имени Алексея Кольцова - завершится уже в следующем году. Об этом заверили общественность областные власти.

Без малого одиннадцать лет прошло со дня эвакуации труппы из гибнущего Кольцовского театра, памятника истории и архитектуры федерального значения. Без неповторимого здания с двухсотлетней биографией на перекрестке главных улиц города Воронеж трудно представить. Не удивительно, что, когда оно пришло в аварийное состояние, воронежцы восприняли это, как воспринимают болезнь близкого человека.

Разговоры о способах реанимации двухсотлетнего корифея во многом усугубили остроту ситуации. Только в октябре 2005 года театр наконец-то обнесли забором, в его стенах появились люди в касках. Было объявлено, что в результате тендера ответственность проведения уникальных для города реставрационных работ выпала местной строительной организации. Подготовленный местными архитекторами проект утвердило Министерство культуры РФ. Было решено, что и снаружи, и внутри театр должен быть реставрирован в облике советского времени, в таком виде, который ему придал архитектор Николай Александров - сначала в 1937 году, а затем при послевоенном восстановлении из руин в 1944-м. Проект воссоздания театра в "дореволюционном" стиле, с подобием старорусских шатров над основной кровлей, был отвергнут - тогда пришлось бы уничтожить старинные стены и само понятие "памятник" потеряло бы смысл. И что важно - реставрация воронежского театра вошла в программу "Культура России в 2008-2010 г.г.", благодаря чему финансирование осуществляется из двух источников - федерального и областного. Соответственно и ход работ контролируется двумя государственными заказчиками - Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Единой дирекцией капитального строительства и газификации Воронежской области.

И все же самой заинтересованной стороной следует признать коллектив Академического театра драмы имени Алексея Кольцова, с нетерпением ждущего дней возвращения в стены, в которых видели Михаила Щепкина и Веру Комиссаржевскую.

Известно, что чинить старое много труднее, чем возвести с нуля новое. Тем более, когда речь идет о столь необычном объекте, как старинный театр. Вот знаменитый многоярусный зрительный зал с его уникальным круглым потолком ("плафоном"), украшенный изысканной лепниной, когда-то освещавшийся громадными бронзовыми люстрами, с темно-вишневым бархатом кресел и декора. Теперь он пуст и оттого еще более звонок.

- В ложе бенуара, - рассказывает директор театра Игорь Чижмаков, - при вскрытии пола была обнаружена воздушная камера. По-видимому, это один из акустических секретов итальянских мастеров, оснащавших зал еще в 1864 году. В стены зала встроены звуковые амфоры, создающие особый резонанс.

Архитектура зрительного зала не претерпит больших изменений, лишь исчезнет с порталов и стен устаревшая советская символика. Ложи и балконы останутся прежними, балконные ограждения сохранят изогнутую форму, приданную им еще в девятнадцатом веке. Интересно, что многие ограждения оказались пустотелыми - возможно, в этом тоже заключается одна из акустических "изюминок". Новая бронзовая люстра, уже изготовленная на саратовском предприятии, со всей точностью повторяет свою предшественницу. Привычного цвета останутся кресла и занавеси, планшет сцены. Зал сможет вместить около шестисот зрителей, примерно столько же, сколько и прежде. Но вот вся сценическая "начинка" будет принципиально другой, современной, с применением автоматики и последних технических достижений.

Архитектурной жемчужиной признается и фойе театра, украшенное рядами строгих ионических колонн и лепным потолком. Однако прежний потолок, изъеденный коррозией, спасти не удалось. Заново пришлось делать и лепнину по старым образцам. Значит, зрители могут и не заметить замены. А заменять потолки пришлось почти во всех помещениях, как и заново перестилать кровлю. К основному зданию по проекту возведена трехэтажная пристройка - для цеха декораций и подсобных помещений. По всему периметру здания укреплены фундаменты и стены, при этом некоторые фрагменты стен пришлось выкладывать заново - настолько ветхими они оказались под штукатуркой.

- Потребовалось немало дополнительных операций, не предусмотренных проектом и сметой, - говорит директор строительной фирмы - генерального подрядчика Владимир Анохин. - И все же сейчас можно сказать, что строительные работы в основном завершены. Тем самым открывается фронт реставрационных. Они-то самые сложные и трудозатратные.