21.03.2008 04:38
    Поделиться

    Властям в тюменской глубинке не хватает профессионализма

    Большинство руководителей муниципальных образований озабочено тем, как им выполнить требование обновленного Бюджетного кодекса РФ - провести аудит годовых бюджетных отчетов. Сдать их нужно до 1 апреля. Подготовке заключений отведен месяц, а провести ревизию казны некому.

    Грамота для ревизора

    По словам заместителя начальника отдела по соблюдению федерального законодательства Дмитрия Бычкова, во многих сельских поселениях нет специалистов - высококвалифицированных бухгалтеров, юристов, финансистов. А если бы они и нашлись, то привлечь их к анализу документов нельзя.

    Сначала надо создать специальный орган финансового контроля. Он может быть сформирован либо на муниципальных выборах, либо правовым актом сельской думы. Кодекс также предусматривает обращение депутатов за помощью в счетную палату района или региона. В районах палат нет. А областная в силу малочисленности сотрудников всюду вряд ли поспеет.

    В среднем на каждый район приходится по 14 поселений, во многих превышает 20. Галопом по отчетам не промчишься, иначе ревизия станет профанацией ответственного поручения. Речь ведь идет не просто о механической сверке цифр, а о соблюдении требований бюджетного законодательства. В том числе в части их антикоррупционной направленности.

    Между тем, подчеркивают в прокуратуре области, на уровне муниципалитетов качество правовых актов порой не выдерживает критики. С 2006 года прокурорами оспорено свыше 1600 незаконных правовых актов, из них почти каждое третье относилось к бюджетной сфере. Пришлось сотрудникам надзорного органа непосредственно на местах кропотливо изучать каждый документ на предмет его соответствия букве закона. В прошлом году количество небрежно прописанных актов сократилось в 2,7 раза. Тем не менее, констатируют прокуроры, качество нормотворческой деятельности оставляет желать лучшего. Работы непочатый край.

    Причиной тому - юридическая некомпетентность, неумение, а может быть, и нежелание вникнуть в суть основополагающих терминов и понятий Бюджетного кодекса. Подчас в документах сплошная путаница. Так, в распоряжении главы Мальковского муниципального образования (МО) к получателям бюджетных средств отнесены не сами бюджетные учреждения, а направления их деятельности.

    - Во многих нормативных актах выявлены так называемые коррупциогенные факторы. Представительные органы одиннадцати сельских поселений Абатского района подстраховались и утвердили положения о бюджетном процессе с оглядкой на начальство. А именно: депутаты предусмотрели передачу результатов проверок, проведенных органами финансового контроля, в правоохранительные органы "по согласованию с главой администрации либо его заместителем", - говорит начальник отдела по соблюдению федерального законодательства Ольга Загвязинская.

    Такое согласование прямо противоречит положению кодекса. Впрочем, схожий вариант есть в аналогичном постановлении правительства области. Оно оговаривает, что в случае выявления фактов нарушения законодательства, способных повлечь уголовную ответственность, материалы проверки направляются губернатору "для принятия решения о передаче их в правоохранительные органы".

    Тяжелая ноша

    Количество выявленных в истекшем году нарушений законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции возросло в истекшем году на 60 с лишним процентов. Не переводятся чиновники, которые участвуют в деятельности коммерческих организаций, не декларируют доходы и имущество, создают искусственные административные барьеры.

    Нередки нарушения законности при размещении муниципальных заказов. Скажем, по данным прокуратуры Центрального округа Тюмени, местные чиновники заключили контракты на выполнение муниципальных заказов на 156,8 миллиона рублей. Затем они были расторгнуты. За ненадобностью.

    В регионе 319 муниципальных образований. Дарованная им самостоятельность зачастую сочетается с дотационной иглой, с собственной финансовой несостоятельностью. До сих пор власть в глубинке недостаточно подготовлена для выполнения возложенных на нее задач. Кардинальные изменения в федеральном законодательстве муниципалы воспринимают порой как стихийное бедствие.

    По словам одного из местных глав, иные требования обескураживают: "Хватаешься за голову. Как уложиться в жесткие сроки? Где взять толковых людей?". Сельских специалистов время от времени командируют на семинары, на учебу. Но, во-первых, всех охватить не удается. Во-вторых, время учебы, как правило, мало. Для того чтобы люди досконально разобрались в том же Бюджетном кодексе, следовало бы заниматься с ними значительно дольше. В-третьих, некоторых профессионально несостоятельных работников "держат" в муниципальных образованиях за неимением лучших. Дефицит подготовленных управленцев в отдаленных МО не преодолен. И что, спрашивается, с глубинки взыщешь, если нередко у юристов и законников вызывают недоумение решения на уровне районов. Случается, об изменениях федеральных законов на местах вовсе забывают. Так, в Вагайском районе поздно спохватились о разработке правового акта о порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.

    комментарий

    Владимир Владимиров, прокурор Тюменской области:

    - По-прежнему органы местного самоуправления при организации бюджетного процесса выходят за рамки своих полномочий, не соблюдают требования составления проектов бюджетов.

    На региональном уровне удалось вовремя, до 1 января, привести законодательную базу в согласие с требованиями федерального бюджетного законодательства. Мои коллеги приняли непосредственное участие в подготовке нормативных документов. Но вызывает беспокойство то, что богатейшая практика органов прокуратуры используется разработчиками правовых актов далеко не в полной мере.

    После состоявшейся ровно год назад расширенной коллегии облпрокуратуры, в которой участвовала глава финансового департамента правительства области - заместитель губернатора, удалось проверить всех распорядителей средств регионального бюджета. Однако, как мы видим, обострилась проблема финансового контроля на муниципальном уровне.

    Поделиться