Трагедией вчера закончилось летно-тактическое учение в штурмовом авиационном полку. На полигоне неподалеку от озера Ханка в воздухе взорвался штурмовик Су-25. Его пилот погиб.
Фамилию летчика в Главном штабе ВВС пока не называют. Однако мы выяснили, что это был командир эскадрильи, военный летчик 1-го класса подполковник Яковенко. Примерно в десять утра по местному времени он вылетел с дальневосточного аэродрома Черниговка на пуск ракет. На полигон шли парой, комэск был ведущим, то есть его самолет на несколько метров опережал другой Су-25. Погода стояла хорошая, видимость, как говорят в авиации, миллион на миллион, поэтому маршрут - около полусотни километров вглубь материка - вкупе с выполнением нескольких маневров занял у летчиков совсем немного времени.
В 10 часов 32 минуты подполковник доложил на командный пункт, что самолеты заняли боевой курс и готовы к стрельбе ракетами. Получив "добро" на работу, штурмовики один за другим выполнили маневр и устремились к земле. Как сообщил наш источник, ни один из самолетов не успел произвести ракетный пуск. Взрыв на Су-25 ведущего случился раньше, чем офицер нажал на боевую кнопку. Свидетелями катастрофы стали несколько офицеров и солдат на полигоне. По их словам, самолет буквально развалился в воздухе.
Было впечатление, что в него попала зенитная ракета или на "сухом" сдетонировал боеприпас. Пилот второй машины чудом избежал столкновения с осколками, моментально вышел из боевого пике и с набором высоты ушел в сторону. Останки "Грача" (так в военной авиации еще именуют Су-25) тем временем догорали на земле.
Полигон авиаполка от ближайшей деревни Новосельское Спасского района отделяют несколько километров. Это закрытая для гражданских людей зона, поэтому падение штурмовика других бед не наделало. Не пострадали и армейские объекты. Но летчик, так и не успевший дернуть рычаги катапульты, погиб вместе со своей машиной.
Что же случилось в небе, сейчас пытаются выяснить офицеры военно-следственного отдела Дальневосточного военного округа и 11-й армии ВВС и ПВО. Пока уголовное дело возбуждено по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов или подготовки к ним". Версий рассматривают много, но главные касаются технического состояния самолета и боеприпасов. На летно-тактических учениях штурмовики обычно применяют ракеты класса "воздух-поверхность", различные виды авиабомб, неуправляемые реактивные снаряды и пушечное вооружение. Что из этого арсенала нес под своими крыльями погибший Су-25, военные держат в тайне. Однако в том, что именно оружие, точнее несанкционированный подрыв боеприпаса и привел к трагедии, они практически не сомневаются. Скорее всего, рванула одна из ракет, которую штурмовик нес под крылом. Если эта версия подтвердится, за катастрофу придется отвечать либо наземным специалистам, нарушившим порядок снаряжения самолета, либо заводу-изготовителю некондиционного боеприпаса. Но прежде следователям и экспертам надо найти точное место и определить точную причину взрыва.
Как стало известно "РГ", к техническим экспертизам прокуроры привлекают офицеров 13-го НИИ ВВС, который как раз специализируется на расследовании авиационных катастроф.
Досье "РГ"
Штурмовики Су-25 стоят на вооружении нашей армии с 80-х годов прошлого столетия. Это один из самых бронезащищенных военных самолетов, поэтому его активно использовали в боевых действиях в Афганистане и Чечне. Об эксплуатационной надежности штурмовика можно судить по такому факту: из пяти катастроф, которые случились с Су-25 за последние семь лет, только одну вызвали технические неполадки на борту. В остальных случаях к трагедии привели ошибки летчиков.