Россия, по мнению ФСФР, должна стать крупным международным финансовым центром. Залогом выполнения такой задачи будет создание конкурентной биржевой инфраструктуры. Правда, по мнению ФСФР, ее не будет, пока в России не появится единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг.
Сейчас в России несколько центров биржевой инфраструктуры, и именно их наличие, по мнению специалистов, не дает российскому рынку ценных бумаг продвинуться вперед. Впрочем, в ФСФР уверены, что огромной проблемы здесь нет. Существование консолидированной биржевой инфраструктуры, которая бы включала в себя специализированные биржевые площадки (по сделкам с акциями, облигациями, с производными финансовыми инструментами), нужно принять как аксиому, тем более что специализация фондовых бирж РТС и ММВБ определена достаточно четко.
ФСФР подготовила доклад, в котором говорится, что единый холдинг мог бы появиться уже через три года. С 2011 года ценные бумаги холдинга могут быть размещены публично. С учетом же уже имеющейся сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.
Пожалуй, самым интересным предложением ФСФР является принятие к 2012 году закона об обязательном публичном размещении акций на российском фондовом рынке. В прошлом номере "Российской бизнес-газеты" мы рассказывали об этой инициативе.
Другой инициативой ФСФР является создание системы защиты средств, задействованных на рынке ценных бумаг. Работать она должна аналогично механизму страхования банковских вкладов, предполагая нормативные отчисления средств профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В соответствии со стратегией ФСФР работа над проектом федерального закона "О компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг" должна быть завершена уже к концу 2008 года. Правда, участники рынка неоднозначно отнеслись к этой инициативе, поскольку, по их мнению, страховаться будут не рыночные риски, а возможные потери инвесторов от мошеннических действий компании. Другими словами, если компания, объявив себя банкротом, возвращать людям их деньги не намерена, это сделает фонд, в который каждый участник рынка перечислил определенный процент от привлеченных средств. Компенсировать же потери, связанные с неудачным инвестированием, никто не будет, поскольку речь идет только о форс-мажоре, вероятность которого сегодня близка к нулю.
ФСФР намерена увеличить количество ценных бумаг российских акционерных обществ, находящихся в свободном обращении (free-float). По оценкам, в 2007 году в Бразилии в свободном обращении находилось в среднем около 42 процентов акций, выпущенных акционерными обществами, в Индии почти 33 процента, в Китае - 27 процентов. В России же, по различным оценкам, этот показатель находится в интервале 20-30 процентов, что, понятно, не может быть достаточным для рынка, претендующего на лидирующие позиции в мире. Необходимо стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее 2-3 года свободное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40-50 процентов. Для этого ФСФР хочет ввести само понятие, эквивалентное термину free-float, и установить его количественные и качественные значения. В частности, можно ввести гибкие пропорции выпуска и обращения ценных бумаг на российских и зарубежных площадках, которые бы ограничивали возможность выхода за рубеж компаний с низкой долей акций, находящихся в свободном обращении, но создающих более льготный режим выхода для компаний с наибольшим количеством свободно обращающихся акций. Совершенствовать налогообложение на финансовом рынке также необходимо для России, чтобы стать мировым финансовым центром, считают в ФСФР. По мнению службы, целесообразно было бы исключить из числа объектов налогообложения по налогу на добавленную стоимость операции, совершаемые управляющей компанией с имуществом паевого инвестиционного фонда. Придание управляющей компании инвестиционного фонда статуса плательщика НДС создает ряд проблем для управляющих компаний фондов недвижимости: невозможность зачета НДС уплаченного и НДС полученного, в том числе при совершении операций с имуществом разных фондов, что увеличивает инвестиционные риски и искажает результаты расчета стоимости чистых активов указанных фондов.
Кроме того, либеральной идеей является снижение ставки налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нуля. Причем на первом этапе предполагается распространить указанные преимущества прежде всего на физических лиц и на институциональных инвесторов, совершающих операции за свой счет. В последующем приведенный режим налогообложения может быть распространен и на иные юридические лица.