Американский тренер на российской службе Барри Смит всегда невозмутим. Глядя на него, никогда не поймешь, выигрывает его команда или проигрывает, доволен он своими игроками из питерского СКА или нет. Лишь однажды за весь сезон Барри не смог сдержать эмоций - когда в плей-офф СКА проиграл решающий матч ярославскому "Локомотиву".
Он стоял за скамейкой запасных - бледный, с опущенными плечами, нервно теребя пуговицы на пиджаке. Позже я спросила у него:
Российская газета: Сильно расстроились из-за этого проигрыша?
Барри Смит: Я был уверен, что одолеем "Локомотив". Настраивался уже на полуфинал... Мне не в чем упрекнуть своих хоккеистов. И руководство клуба довольно тем, как СКА провел сезон. Нам удалось вернуть зрителей на трибуны (домашние матчи армейцев собирали аншлаги в Ледовом дворце. - Прим. авт.), мы попали в восьмерку сильнейших команд страны. Это я ставил ребятам задачу стать призерами чемпионата. Как видите, задрал планку выше, чем нужно.
РГ: В чем все-таки причина неудачи армейцев в решающих матчах? Весь сезон держались в лидерах, все уже считали вас как минимум призерами...
Смит: Нам фатально не везло в решающие моменты. В матчах с тем же "Локомотивом" столько создали голевых моментов!.. Но шайба, словно заколдованная, не шла в ворота. А соперникам хватило всего двух точных бросков.
РГ: Как вы наказываете игроков, которые могут и должны забивать, но не забивают? Первым делом, наверное, сильно ругаете?
Смит: Зачем ругать? В течение всего чемпионата ребята полностью выкладывались и на тренировках, и во время матчей. Четко следовали моим установкам, соблюдая игровую и тренировочную дисциплину. Поэтому я ни о ком из них не скажу негативно. И им самим ни слова худого не сказал за весь сезон.
РГ: Что говорят о вашей российской карьере американские коллеги?
Смит: Я на каникулах летал домой, в США. Выяснилось, что мои коллеги достаточно пристально следили за выступлениями петербургского СКА. Встретившись с ними, я долго отвечал на их расспросы - о российской Суперлиге, об условиях работы, перелетах на матчи, о том, каково тренировать русских игроков. Много обычно задают вопросов.
РГ: И что вы отвечаете, например, на вопрос о нашей Суперлиге?
Смит: Хвалю ее, очень хорошая лига. И я рад, что работаю здесь.
РГ: Может, пора нам уже проводить совместный чемпионат - с командами из НХЛ?
Смит: Классная идея. Когда-нибудь, наверное, так и будет. А пока в России со следующего сезона стартует лига Континентальная. Это, на мой взгляд, первый шаг к будущему объединению всего мирового хоккея.
РГ: Познакомившись с российским хоккеем, можете сказать, когда наша национальная сборная вернет себе звание чемпионов мира? Что ей для этого не хватает?
Смит: Все зависит от трений внутри сборной между игроками Суперлиги и теми, кто выступает в НХЛ. Это самое трудное - наладить между ними взаимопонимание. До того, как у вас появились собственные энхаэловцы, всех игроков сборной можно было тренировать весь сезон, организуя многодневные сборы. А сейчас хоккеисты собираются на три-четыре дня, в лучшем случае на десять дней, и затем снова разбегаются по своим клубам. Чувствуете разницу? Кроме того, практически все турниры такого уровня, как чемпионат мира, Олимпийские игры, выигрываются благодаря прежде всего вратарям. Если они работают на высочайшем уровне. Так работал когда-то ваш Третьяк. А сейчас у вашей сборной есть такой вратарь?
РГ: Не хотите попробовать себя со временем в роли главного тренера нашей национальной сборной?
Смит: Нет, нет. У меня все руки заняты СКА. Да и ваш Быков прекрасный специалист. Мне нравится, как он работает. У него, мне кажется, все получится, надо только немножко подождать.