На прошлой неделе ученый совет ВГИКа вручил диплом "Почетного доктора ВГИК имени С.А. Герасимова" легенде французского кинематографа Клоду Лелушу. По этому случаю месье Лелуш специально прилетел в Москву и провел во ВГИКе мастер-класс.
Утро во ВГИКе началось с показа последнего фильма мэтра "Железнодорожный роман", впервые представленного на МКФ прошлым летом. И вот уже на сцене сам маэстро - невысокого роста, худощавый, с короткой стрижкой седеющих волос, открытый, обаятельный, не "звездный" - с рассказом о своей кинематографической карьере, начавшейся в мастерской Михаила Калатозова.
Вручать диплом и мантию Почетного доктора ВГИКа французскому режиссеру вышел старейшина российского режиссерского цеха, профессор, заведующий кафедрой режиссуры художественных фильмов Марлен Хуциев, сопровождая церемонию сожалениями, что пути их не пересеклись раньше, и пожеланием, подсказанным изображением кораблика на гербе Парижа: "Его захлестывают волны, но он не тонет".
На мастер-класс для студентов режиссерского факультета Лелуш попросил допустить человек 20, чтобы провести встречу в камерной обстановке. Однако у дверей аудитории собралось человек 200.
- Кино - территория свободы, оно не терпит никаких ограничений. А главное правило кино заключается в том, что никаких правил нет, - начал мастер с парадоксальных истин. - В кино возможно все. Это самое естественное и природное из всех искусств: на Земле 6 миллиардов жителей, и каждый из них в течение дня снимает свое кино с помощью глаз - камер и ушей - микрофонов. И в конце дня с помощью памяти мы просматриваем фильмы, "снятые" за день. Кто-то может рассказать историю лучше, кто-то хуже... Но представляете, сколько надо режиссеров и фильмов для шести миллиардов человек?
В зале установилась такая же тишина, как если б студентов было всего 20.
-... И кто же лучший в мире режиссер? Господь Бог. Он сумел убедить каждого из 6 миллиардов живущих на планете, что главная роль у него, а остальные - в массовке.
...В кино так же важно искусство ценить настоящее. Не умея ценить настоящее, то, что нас окружает, не создашь значительного произведения.
...Мне выпало огромное счастье: я встречался с Чаплином, Орсоном Уэллсом, Вуди Алленом. Это, конечно, великие люди, но при этом они... консьержки, бабушки у подъезда, которые обожают сплетни, видят все, замечают все, перемывают всем кости. Кинематографист не может быть секретным агентом, держать что-то в себе.
...Когда на съемочной площадке я работаю с пятью-шестью артистами, то обычно говорю им, что я еще не знаю, у кого будет главная роль. Главную роль надо еще заслужить. Когда актер хорошо работает, его роль увеличивается, когда плохо - сокращается. Как в жизни: если человек больше работает, то и больше получает.
Между вручением почетного звания и мастер-классом режиссер отвечал на вопросы студентов.
- Над чем вы сейчас работаете?
- В сентябре начнется съемка фильма "Наша любовь" - об отношениях двух молодых людей. В фильме много музыки, и она играет очень важную роль.
- Что вы можете сказать о связи российской и французской культуры, об их взаимовлиянии?
- Я сам живой пример взаимопроникновения этих культур. Артисты и художники питаются всеми национальными культурами, для них не существует границ. Именно поэтому у них всегда есть общие темы для беседы, общие интересы, они общаются от сердца к сердцу. Мне легко и интересно общаться с людьми художественного толка, не то что с политиками, апеллирующими к разуму.
- Что вы можете сказать о взаимоотношениях продюсера и режиссера?
- Это очень сложный вопрос. Если речь об авторском, а не коммерческом кино, то продюсер - враг режиссера. Если бы я работал с продюсерами, мне бы никто не дал снять такой фильм, как "Железнодорожный роман". К счастью, я с самого начала своей карьеры сам себе продюсер. И мой вам совет - становитесь сами себе продюсерами. Или хотя бы осваивайте эту профессию для того, чтобы грамотно отстаивать свои художественные идеи и принципы.
- Как вы относитесь к засилью второсортной американской кинопродукции во многих странах?
- Американское кино сделало много хорошего для всего мира. Благодаря мощному развитию киноиндустрии в Америке весь мир полюбил кино. Помню, как в послевоенные годы я с большим удовольствием смотрел американские мюзиклы и вестерны. Но современное коммерческое американское кино не так интересно, все фильмы похожи один на другой, словно их снимал один режиссер.
- По телевидению постоянно показывают "мыльные оперы", как правило, низкохудожественные - ваше мнение об этом?
- Такие сериалы наносят вред, они понижают планку зрительских ожиданий, портят вкус. Великие режиссеры, такие, например, как Бергман, Феллини, не смогли бы говорить с публикой, "обработанной сериалами, не смогли бы заинтересовать ее". Работа режиссера в подобных сериалах напоминает работу распорядителя, который должен угодить всем - продюсеру, артистам, оператору, костюмеру, но только не себе самому.
Сына кондитера-еврея с алжирскими корнями, маленького Клода Лелуша во время фашистской оккупации мать прятала, уходя на работу, в кинотеатре, и ему приходилось смотреть по несколько фильмов в день. В результате он не расставался с 8-миллиметровой камерой, которую подарил ему отец, и целыми днями снимал все, что видел. В 14 лет получил награду Каннского фестиваля в конкурсе любительских лент. В 18 решил, что будет оператором документального кино, и родители махнули на него рукой, поняв, что кондитера из него не получится. В 1957 году, во времена хрущевской оттепели, ему удалось снять в СССР фильм "Когда поднимается занавес", Чтобы заглушить стрекотание камеры во время посещения мавзолея Ленина-Сталина, вся французская делегация закашлялась. В тот же раз на "Мосфильме" он познакомился с Михаилом Калатозовым, поработал у него два дня ассистентом режиссера, посмотрел 20-минутный материал снимаемого фильма "Летят журавли", заплакал и решил стать режиссером художественного кино.
На полученные от телевизионщиков 10 тысяч долларов за документальный фильм об СССР он открыл свою собственную кинокомпанию "Фильм 13" и стал осваивать художественное кино. Только шестой художественный фильм принес долгожданный успех, это был фильм "Мужчина и женщина". Съемки начались в Нормандии, денег катастрофически не хватало, поэтому часть фильма получилась цветной, а часть черно-белой. Да еще как нарочно почти не переставая лил дождь. Но фильм был отснят за три недели.
"Да вы гений, - говорили Лелушу критики, - как вы додумались до интереснейшего художественного приема - сделать часть фильма черно-белым. А этот постоянный дождь - какая метафора". "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля, "Оскар" - Клоду было безмерно жаль, что его отец немного не дожил до триумфа.