Налоговый сериал, который согласно планам правительства должен был бы приблизиться к концу, судя по всему, продолжится. Минфин не хочет сдавать позиции в жесткой борьбе против снижения налогов.
Правительственную бюджетную комиссию, на которой сегодня должны были рассмотреть практически нерешаемый налоговый вопрос, перенесли на 28 марта. Поскольку предполагалось, что после бюджетной комиссии основные направления налоговой политики на 2009 год и 2010-2011 годы на очередном заседании рассмотрит кабинет министров, то из-за корректировки сроков правительству тоже придется отложить этот вопрос.
Спор министерства финансов и министерства экономического развития и торговли, настаивающего на снижении налога на добавленную стоимость (НДС) до 12-13 процентов, вынесли на суд избранного президента Дмитрия Медведева. Сегодня он, как говорят в Белом доме, "задаст налоговый вектор". Совещание, на котором будут присутствовать министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович, решено провести в закрытом режиме. Но итогом его станет скорее всего решение о сроках перехода и уровне единой пониженной ставки НДС. Ведь именно об этом Медведев говорил на экономическом форуме в Красноярске. И это один из ключевых пунктов его экономической программы. Сторонники идеи снижения НДС считают, что такая мера смогла бы поддержать рост в секторах, характеризующихся высокой добавленной стоимостью на продукт, таких, как машиностроительный и высокотехнологичный.
Этим посылом руководствовалось и минэкономразвития, отправляя ведомству Алексея Кудрина предложение снизить ставку НДС до 12-13 процентов. Льготную десятипроцентную ставку на социально значимые товары при этом предлагается отменить, а часть выпадающих доходов компенсировать повышением акцизов на алкоголь, сигареты, топливо и автомобили.
В отличие от ситуации в кабинете Михаила Фрадкова, когда только лишь премьер выступал за снижение НДС в противовес своим министрам-оппозиционерам, в кабинете Зубкова у снижения ставки НДС нашлись и сторонники. Первый вице-премьер Сергей Иванов уверен, что снижение ставки НДС до 12-13 процентов возможно уже во второй половине этого года. "У нас очень много обязательств перед бюджетниками, сломя голову двигать эту идею мы не будем. Нужен абсолютно понятный, прозрачный расчет последствий", - правда, заметил Иванов.
Вчера на защиту идеи ведомства Набиуллиной встала и Счетная палата. Глава СП Сергей Степашин даже заметил, что снизить НДС - это одно из их предложений. Как известно, по оценкам экономистов, выпадающие доходы при снижении НДС до 12-13 процентов составят ежегодно порядка 1 процента ВВП. Зато, убеждают в ведомстве Набиуллиной, злоупотреблений с НДС станет меньше, и это нарастит поступления минимум на 5 процентов. В минфине настаивают на том, что бюджет потеряет 2 - 2,5 процента ВВП.
- Я думаю, надо считать плюсы и минусы, - заметил Степашин.
В Счетной палате снижение НДС успели и просчитать. Аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд отметил: теоретически можно сказать, что снижение ставки НДС скажется на росте ВВП, но зависимость не прямая. Снижение налоговой нагрузки по такому виду налога на 1 процент ВВП, по его оценке, может привести к приросту ВВП на 0,3-0,5 процентных пункта. Оценки минэкономразвития по последствиям снижения ставки основываются на историческом опыте, а точную модель подобрать невозможно, заметил Горегляд.
Что же касается унификации ставки, аудитор уверен, что это может упростить администрирование и тем самым поднять собираемость. "Но с точки зрения населения и последствий для граждан такая унификация может создать определенного рода проблемы", - отметил он, напомнив, что в прошлом году Счетная палата ставила вопрос о целесообразности замены НДС налогом с продаж. "После разного рода обсуждений и дискуссий мы категоричность убрали, так как сами понимаем, что это - серьезное и ответственное решение, - сказал он. - Потому что мы сами понимаем, что в какой-то степени мы гадаем о том, какими могут быть последствия".
В налоговом вопросе Счетное ведомство готово пойти и дальше. Степашин считает целесообразным решать вопрос о замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж. "Думаю, через 3-4 года это можно будет сделать", - сказал он. Горегляд же заметил, что "если уж набраться храбрости и решимости воспользоваться благоприятной экономической ситуацией и пойти на отмену НДС, нужно это делать не поэтапно, а сразу, потому что все равно будут провалы". Однако в любом случае представители счетного ведомства за то, чтобы были проведены расчеты, в том числе и по части замены НДС налогом с продаж, "может быть, этого вообще делать не надо". Аудитор пояснил, что введение нового налога, как правило, чревато усложнением администрирования, а также может привести к повышению потребительских цен - если речь идет о введении налога с продаж.
Правда, заместитель министра финансов Сергей Шаталов уже успел назвать предложение о замене НДС налогом с продаж авантюрным. Он считает, что принятие подобной схемы может привести к непредсказуемым последствиям и колоссальным бюджетным потерям, потому что, по понятным причинам, ставки налога с продаж не могут быть высокими. Да и собираемость налога будет значительно ниже, полагает он, поскольку контролировать уплату в сфере розничной торговли гораздо сложнее.
В общем, минфин и против снижения НДС, и против его замены на налог с продаж. Насколько сблизятся позиции минфина и минэкономразвития, собственно, станет понятно уже сегодня, ведь к концу недели на заседании бюджетной комиссии должно прозвучать консолидированное мнение. И вряд ли оно будет против снижения НДС.