Вчера на "круглом столе" в Совете Федерации сенаторы и представители Счетной палаты решали, как им совместными усилиями бороться с коррупцией в финансовой сфере.
Коррупция уже давно является одной из самых "больных" проблем российской действительности. По мнению участников дискуссии, главным препятствием для борьбы с коррупцией в России в первую очередь является плохое состояние законодательной базы. В российском законодательстве сегодня полным-полно пробелов по данным вопросам. Как отмечается в "Рекомендациях по итогам "круглого стола", федеральное законодательство сегодня вообще не содержит таких ключевых понятий, как "коррупция" и "коррупционная деятельность".
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин был весьма щедр на предложения по борьбе с коррупцией. Начал он с того, что предложил внести изменения в законодательство о банкротстве, так как сегодня многие чиновники используют фиктивное банкротство для приватизации предприятий. Степашин также предложил разработать пакет антирейдерских законов и усовершенствовать систему таможенной классификации. По мнению главы СП, бюджетное законодательство пока еще тоже далеко от совершенства, а новая редакция Бюджетного кодекса "не повышает, а понижает прозрачность бюджета". Степашин также посчитал, что в целях борьбы с коррупцией необходимо снизить ставку НДС с 18 до 12-13 процентов. Глава Счетной палаты с готовностью вызвался проводить экспертизу законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией. "Мы готовы к этой работе, - сказал Степашин, обращаясь к главе Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ Сергею Иванову. - Давайте нам конкретные поручения, и мы будем их выполнять".
Вместе с тем Степашин выступил категорически против создания в России специального органа по борьбе с коррупцией. "Я считаю, что это путь в никуда, более того, он очень опасен", - категорично заявил глава Счетной палаты. Однако Степашин этим протестом не ограничился и также раскритиковал идею принятия закона по борьбе с коррупцией.
- А что даст этот закон? - задался вопросом Степашин. - У нас ведь уже есть Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.
По мнению главы Счетной палаты, все вопросы по коррупции должны регулироваться этими документами, а не "популистскими законами, которые, кроме лозунгов, ничего не дадут".
Другие участники дискуссии не разделили настроя Степашина в отношении закона о коррупции. Глава подкомиссии Совета Федерации по противодействию коррупции в финансовой сфере Владимир Спицнадель посчитал, что такой закон все-таки нужен, так как он "приведет к положительным изменениям в других федеральных законах и в Налоговом кодексе". А член верхней палаты Константин Сурков призвал правительство разработать полноценную программу по борьбе с коррупцией, которая предусматривала бы и воспитательную работу среди молодежи.
В завершение дискуссии Сергей Степашин выступил за активное участие России в международной борьбе с коррупцией, за более тесную связь Счетной палаты с ООН и другими международными организациями. "Участие нашей страны в международной борьбе с коррупцией может стать эффективным внешнеполитическим инструментом", - заявил Степашин. По мнению главы Счетной палаты, также необходимо усилить ответственность за неэффективное использование бюджетных средств и, более того, ввести персональную ответственность чиновников за нецелевое использование средств госбюджета.