Инициативы минэкономразвития, направленные на поддержку малого бизнеса, широко обсуждаются в регионах.
Напомним, что министерство подготовило проект закона "О проверках", устанавливающего своего рода "лимит" на работу проверяющих: для всех надзирающих за бизнесом структур вводятся почасовые квоты. Предусмотрены и другие послабления - к примеру, по итогам первой проверки малого предприятия не будут выписываться штрафы.
Для малых предприятий, занятых производством, МЭРТ предлагает создавать специальные промышленные площадки. В некоторых регионах России такие "инкубаторы" уже действуют.
Что думают об этих инициативах на местах? Корреспонденты "Российской газеты" спросили об этом чиновников, ответственных за развитие бизнеса в регионах, а также самих предпринимателей.
Участниками совета экспертов в "Российской газете" стали: президент Липецкой областной общественной организации содействия малому бизнесу Алексей Крутько; начальник Управления по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям Орловской области Вячеслав Панарин; руководитель Орловского бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей Андрей Канатников; председатель Воронежского регионального союза предпринимателей "ОПОРА" Сергей Наумов; начальник отдела по развитию предпринимательства администрации Тамбовской области Игорь Буторин; предприниматель Юрий Николаевский; руководитель Главного управления экономического развития Воронежской области Андрей Соболев; председатель Комитета по развитию малого бизнеса Липецкой области Татьяна Григоркина.
Под надзором
Российская газета: Поможет ли закон о проверках защитить права малого бизнеса, станет ли он "панацеей" от бюрократического давления, пресловутых административных барьеров? Насколько необходим лимит для "контролеров"?
Алексей Крутько: Многочисленные проверки мешают малому бизнесу хотя бы тем, что отнимают массу времени: у частного предпринимателя - один бухгалтер, а иногда и сам бизнесмен ведет дела. А когда приходят контролеры, деятельность предприятия практически парализуется. Любая инстанция может неожиданно нагрянуть с внеплановым визитом по поступившему "сигналу". Проверяющие обращаются с предпринимателем так, как будто заранее знают, что он - нарушитель. От нового закона ожидаем, что проверок станет меньше и они обретут цивилизованную форму. А отмена штрафов после первой проверки важна, прежде всего, в психологическом плане.
Вячеслав Панарин: Я двумя руками за предоставление любой помощи малому бизнесу, однако инициатива о лимитах выглядит, с моей точки зрения, спорной. Ведь проверка проверке рознь - все зависит от конкретной ситуации. Если одному контролеру хватит пятнадцати минут, то другому и двух дней может не хватить.
Что-то уже сделано и на местах. В Орловской области действует распоряжение губернатора об устранении административных барьеров, в котором речь идет и о проверках. Но оно носит рекомендательный характер, потому что, как правило, все проверяющие органы относятся к федеральным службам.
Андрей Канатников: Поддержу предыдущее мнение: лимит - не панацея. Во-первых, каждая надзорная служба выполняет свой объем работы, который может занять и два часа, и несколько дней. Поэтому вообще непонятно, как можно регламентировать срок проведения проверки. Во-вторых, у каждого ведомства существует свой регламент, и не ясно, кто будет контролировать его выполнение. К сожалению, минэкономразвития ничего не говорит о количестве надзорных служб. Сегодня в Орловской области их насчитывается около пятидесяти - начиная специалистами по экологии и заканчивая МЧС. В-третьих, у всех служб существует своя отчетность, где указывается, сколько объектов малого бизнеса проверено, сколько оштрафовано и т.д. Если будет введено лимитирование, то велик риск того, что службы начнут "шкурить" предпринимателей по любому поводу, чтобы не испортить свою отчетность. Наверное, для малого бизнеса было бы лучше, если бы речь шла не о лимитировании сроков проверок, а о сокращении числа надзорных ведомств.
Сергей Наумов: Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что проверки проводятся в среднем в течение двух дней. Среди ведомств, злоупотребляющих временем и терпением предпринимателей, могу выделить милицию и трудовую инспекцию. Сотрудники милиции чуть ли не каждый день проверяют санитарные книжки в торговых точках. Что же касается инспекторов по труду, то, к примеру, у одного моего знакомого на предприятии они проводили проверку в течение недели. Контролирующие органы каждый раз обнаруживают какие-то несуществующие нарушения, основываясь на своих подзаконных актах, и регулярно штрафуют предпринимателей. Хотя, на самом деле, никаких "глобальных" нарушений в работе малого бизнеса нет.
Главная беда даже не в штрафах, а в потере времени. Вместо того чтобы заниматься своими делами, предприниматель занимается подготовкой огромного количества документов. Поэтому я обеими руками голосую за принятие закона "О проверках".
Игорь Буторин: Лимит на проверки надо устанавливать, но необходимо четко определить список контролирующих органов, имеющих право на их проведение. Сейчас же чуть ли не каждая структура считает своим долгом проверить любого лоточника. Особенно преуспела в этом милиция, хотя круг их обязанностей в этой сфере ограничен.
Площадка для предпринимателя
РГ: В ближайших планах, озвученных МЭРТ, - создание специальных промышленных площадок для предприятий малого бизнеса, занятого производством. Помимо того, бизнесменам дадут право выкупить арендуемую недвижимость без конкурса, хотя и по рыночной цене. Местным властям предлагают формировать так называемые фонды целевого имущества для передачи площадей малому бизнесу. Как вы оцениваете эти предложения?
Юрий Николаевский: На моей памяти правительство не один раз разрабатывало меры по поддержке малого бизнеса. На этот раз нам предлагают возможность арендовать помещения без конкурса. Но у нас в Тамбове они и сейчас пустуют - малый бизнес становится невыгодным! По планам министерства, к 2020 году каждое малое предприятие получит помещение площадью не менее 150 квадратных метров, хотя малому бизнесу не хватает как раз небольших помещений. Я занимаюсь "малорентабельной" книжной торговлей. Арендную плату мы просто "не тянем". Думаю, в сфере регулирования отношений следует учитывать и специфику бизнеса.
Канатников: У меня возникает другой вопрос: где найти "свободные" помещения для малого бизнеса? Процесс приватизации практически завершен, и все бывшие производственные комплексы принадлежат различным акционерным обществам, у которых малый бизнес арендует площади. Роль государства как регулирующего органа здесь вообще не просматривается. Что-то строить специально тоже невыгодно, потому что малый бизнес не принесет большой прибыли и не покроет расходов, а заслуга власти состоит именно в наполнении бюджета.
Андрей Соболев: Стоимость арендуемых помещений - решающий фактор для малого бизнеса. Общепризнано, что лучшая форма поддержки для таких компаний - услуги бизнес-инкубаторов. Мы идем по такому пути поддержки предпринимателей. В Воронежской области - в рамках региональных целевых программ "Развитие и поддержка малого предпринимательства" и "Развитие инновационной деятельности в промышленности" - создано три бизнес-инкубатора. В Воронеже - "Авиационный" и "Калининский", в Борисоглебске - "Восток". За счет средств областного и федерального бюджетов отремонтировали помещения, оборудовали рабочие места, приобрели производственное оборудование, оргтехнику, мебель, программное обеспечение. Инкубаторы призваны помочь встать на ноги предприятиям, которые реализовывают идеи по созданию продукции в сфере малой авиации ("Авиационный"), приборостроения ("Восток"), машиностроения, деревообработки и полиграфии ("Калининский"). И уже сегодня на их территории работают 14 малых предприятий, а еще шесть находятся в стадии оформления. Один из резидентов инкубатора "Восток" смог в короткий срок наладить серийный выпуск изоляционных материалов нового поколения для промышленных трубопроводов, стеновых конструкций и перешел на другую промышленную площадку.
Мы намерены приступить к созданию на конкурсной основе сети муниципальных бизнес-инкубаторов. Схема реализации проекта: муниципалитет предоставляет помещение, которое на бюджетные средства ремонтируют и оснащают. Конкурсная основа предполагает прежде всего подготовку технико-экономического обоснования бизнес-инкубатора и наличие резидентов из субъектов малого бизнеса. За 5-7 лет совместно с муниципалитетами мы намерены создать подобные структуры во всех районах области.
И еще: в целях реализации Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и аналогичного регионального закона мы разрабатываем проекты нормативных актов, которые регламентируют порядок оказания имущественной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса. Речь идет о передаче во владение или в пользование госимущества на возмездной и безвозмездной основе - или же на льготных условиях. Но эти меры позволят, на наш взгляд, лишь отчасти решить проблему доступности помещений для субъектов малого предпринимательства.
Татьяна Григоркина: Нужно не только скорее принимать многострадальный закон об участии субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного муниципального имущества; крайне важно, чтобы в нем было положение, на основании которого предприниматели получили бы отсрочку до трех лет на выкуп занимаемого помещения. К тому же надо распространить этот закон и на объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в частности - уже упомянутые бизнес-инкубаторы. Надо предоставить им такие же льготные коэффициенты по аренде муниципальной недвижимости, какие минэкономразвития предоставляет инкубаторам в особых экономических зонах. Что касается промпарков, то у больших промышленных площадок уже есть хозяева, и найти что-либо подходящее для малого бизнеса тяжело. А в собственности муниципалитетов таких площадей нет.
Крутько: Мне кажется, что инициатива выкупа арендуемых площадей без аукциона несколько запоздала. Продажа муниципальных фондов идет два-три года, и этот процесс активизировался после вступления в силу закона о местном самоуправлении. 70-80 процентов помещений уже распроданы с аукционов. Оставшиеся площади не очень удобны, обычно они размещаются на окраинах. Ведь как получается? Малый предприниматель берет помещение в аренду, проводит ремонт, начинает свой бизнес, к нему идут клиенты. И после этого муниципалитет выставляет это помещение на торги. И все эти муниципальные площади были скуплены теми, у кого есть большие деньги.
Буторин: Не согласен с мнением, что инициатива запоздала. Вопрос в том, насколько готовы к этим переменам регионы. В Тамбовской области создается фонд нежилых помещений для передачи их малому бизнесу. В декабре прошлого года у нас принята программа развития предпринимательства, и создание фонда имущества - один из основных ее пунктов. Определяется круг помещений, которые используют субъекты малого и среднего бизнеса, за ними будет закреплено первоочередное право аренды. Возможные исключения из этого правила будут согласовываться с координационным советом, который на две трети сформирован из представителей предпринимательского сообщества.
Если на федеральном уровне решится вопрос о продаже помещений малому бизнесу без конкурса, то это даст толчок для его развития. Сегодня они просто не могут конкурировать с крупными компаниями, с теми же сетевыми магазинами. Сохранение помещений в муниципальной собственности для значительной части малого и среднего бизнеса выгоднее, чем коммерческий выкуп. К тому же есть помещения, которые в силу их ветхости и выкупать-то себе дороже.
Что касается обеспечения малого бизнеса помещениями площадью не менее 150 квадратных метров, то это, на мой взгляд, многовато. Да и не может быть такой нормы. У каждого вида бизнеса своя специфика, иному и десяти квадратных метров достаточно для процветания.
Панарин: В Орловской области ситуация обстоит так: работал, например, завод, который снизил производственные мощности. И постепенно на территорию этого завода начинают "проникать" объекты малого бизнеса. У нас есть примеры, когда на заводской территории работает до шестидесяти малых предприятий. Это, в принципе, и есть промпарк, создание которого диктует сама жизнь.