Нынешний сев в Хабаровском крае уже не провести без мигрантов

Стремительная ранняя весна в этом году перепутала все сельские планы и агротехнические сроки. Сельхозработы начались на месяц раньше, чем обычно. Аврал, да и только. Как справляются с ним в хозяйствах?

Когда земля проснется

"Черепок" - мерзло-талая земля, оттаявшая лишь на 5-10 сантиметров - на селе считается агрономической удачей. Такое бывает редко, сухой весной, когда нет бурного таяния снега, зато есть устойчивое тепло, которое гарантирует быстрые всходы. Длится эта пора меньше недели, тут сноровка нужна - успеть, пока трактор не завяз, посеять семена в землю. Но пахота и сев в такое время начинаются не раньше обеда: земле надо "отойти" слегка, проснуться.

У главного агронома хозяйства Киинское Владимира Немцева семена наготове. Он вспомнил рассказы стариков: точно такая же бесснежная зима была в 1959 году, тогда пускали трактора по "черепку" и получили большой урожай.

Правда, тогда и сельская экономика иной была, и инструкторы райкома ежедневно наведывались, и общий семенной фонд, а главное - были кадры. Доярочки в Москву ездили на ВДНХ, в Сочи отдыхать. А нынче во всем киинском хозяйстве лишь 200 человек работают.

У бровки поля гудят два трактора ВТ-100, это завели двигатели Леша Мурзин и Вася Михайлов, самые молодые механизаторы хозяйства. Говорят, что по "черепку" работать труднее: сначала надо тащить волокушей железную рельсу-швеллер, разравнивая почву, затем ее же боронить. Трактор трясется на колдобинах, но парнишки врубили музыку, и вперед - к урожаю.

Приезжают одиночки

Где брать остальных механизаторов? Зарплата - шесть тысяч рублей в месяц. Одних работников сманила тайга, где браконьеры за день механизаторам тысячу рублей обещают. Другие крепко "присели на стакан".

Директор сельхозпредприятия "Киинское" Сергей Кружаев привез новых работников из Таджикистана. Директор купил для непьющих и работящих приезжих коттедж, договорились на сезон до осени, с зарплатой не больше, чем у местных. Но и не меньше. Зябь поднимут мигранты - и по домам.

Бригадир Нимаджон Исмаилов, уроженец Таджикистана, командует восемью механизаторами, сварщиком и электриком. Сейчас таджикская бригада обедает перед севом. Но вместо плова у черноголовой компании на обед - гороховый суп.

- А у нас дома уже все цветет. В Таджикистане сегодня у всех будет плов, шашлыки, песни, коньяк - люди Новруз отмечают, - говорит 70-летний Тухташ Хаитов.

Конкуренты из южной республики должны своей работой показать местным, что незаменимых нет. Если вместо шести тысяч рублей в месяц гастарбайтерам по итогам страды удастся заработать тысяч по двадцать, то в сельское хозяйство, возможно, захотят вернуться и местные жители.

- Но я не связываю будущее с мигрантами, - говорит Кружаев. - Знали мы несколько этапов переселенцев отовсюду - из Ростова и из Украины, давали бычка, поросят, подъемные. И что? Приезжают обычно одиночки, их семьи далеко. Для них Дальний Восток чужбина. Какие из них постоянные работники? К тому же везти и привечать их здесь затратно: еда бесплатная, жилье тоже. Вот если бы оставались они здесь навсегда, иное дело.

Коровья арифметика

У краевого унитарного государственного предприятия "Киинское" молочная специализация. Все буренкам - ячмень, пшеница, горох, кукуруза на силос, овес, однолетние травы. Им же сенаж в вакуумной упаковке.

Для Сергея Кружаева стадо - и потребитель, и кормилец в одном обличье, причем надоями коровы пока не блещут: едва дают чуть больше восьми литров за день каждая. Ровно столько же не хватает для рентабельности, такая арифметика. Сдают киинцы молоко заводу по 15,8 рубля. Отчего ж оно в магазине 32 рубля? При этом краевая дотация животноводам - 2,50 рубля на каждый литр. Надеются, может, новички-австралийки помогут надоям. Были бы корма.

У директора - карта совхозных земель, похожая на детскую раскраску. Красным цветом отмечены земли кислые, здесь нельзя привередливую сою сеять. Вот оранжевые - среднекислые, на них и ячмень можно, он неприхотливый… А меньше всего на этой карте синего цвета - нейтрального. Сплошная зона рискованного земледелия. А хотелось бы еще и картофель посадить, со своим надежней будет.

Факс выдает счет из Амурской области за сухую смесь для телят.

- Коровьим молоком их накладно поить, очень дорого. 700 литров телята выпивают, - объясняет Кружаев.

По его расчету, если развести сухую витаминизированную смесь на восемь литров воды, получится по калорийности и полезности то же самое, что литр молока, но вдвое дешевле. Кружаеву без экономики нельзя, скоро всем государственным хозяйствам предстоит приватизация. Надо год продержаться, да молокопровод провести, да фермы переоборудовать, а то одни развалюхи остались.

К производству молока хорошо бы добавить побольше сои, она не только стратегическая культура, но и выгодная: со сбытом проблем нет и не скисает. Вот только крестьянину не с руки самому заниматься сбытом. Значит, пора возвращаться к оптово-закупочным предприятиям. Но это заботы осенние. А пока успеть бы отсеяться по "черепку".

комментарий

Александр Никуленко, начальник отдела растениеводства министерства сельского хозяйства края:

- Знаете первую заповедь крестьянина? Готовь семена осенью. Поэтому паники и ажиотажа у нас нет, ранний сев начался во всех хозяйствах края, кроме северных районов. До первых заморозков хозяйства поставили на ремонт технику, приготовили семенной фонд. Людей на тракторы берем из трех специализированных училищ, в некоторых хозяйствах организовали курсы для животноводов и механизаторов. Видя, что на тракторы садятся приезжие мигранты, наши тоже начинают подтягиваться.