Новости

25.03.2008 03:00
Рубрика: Экономика

ЧП за счет хозяина

Сергей Иванов предложил страховать опасные для природы грузы

В течение апреля минтранс представит в правительство России новую редакцию федеральной целевой программы развития транспортной системы страны до 2015 года.

Этот объемный документ министерство разрабатывает по поручению Госсовета, который в ноябре прошлого года провозгласил курс на комплексное развитие воздушной, водной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. Прежняя программа не отвечала в полной мере столь масштабной задаче. Поменяется даже название документа - вместо модернизации транспортной системы, то есть фактического латания дыр, речь пойдет о плановом развитии дорог, воздушных, речных и морских сообщений.

- От экстенсивного пути давно пора переходить к интенсивному, - заметил вчера по этому поводу первый вице-премьер Сергей Иванов.

В понедельник он приехал на коллегию минтранса. Дорожная тема - застарелая и очень болезненная для страны. У того же Иванова, по его признанию, редкий месяц обходится без визита в министерство Игоря Левитина. Упущенные транзитные возможности, экономические потери из-за ведомственных нестыковок, вопиющее транспортное неравенство не дают спокойно спать куратору отрасли. 40 тысяч наших городов и сел в XXI веке не имеют круглогодичного выхода к дорожным магистралям. То есть зимой и летом люди кое-как добираются до асфальта, а весенняя и осенняя распутица намертво привязывают их к домам. Пять субъектов Федерации вообще не имеют железных дорог, а две трети авиапассажиров для того, чтобы попасть из одного региона в другой (нередко соседний), вынуждены лететь через Москву. 23 разведанных крупных месторождения лежат мертвым грузом лишь потому, что туда не ходят поезда. Тем временем наши европейские и азиатские соседи готовятся восстановить Великий шелковый путь и строят крупнотоннажные морские суда-контейнеровозы.

- Значительные торговые и финансовые потоки уже идут в обход России. А нам остается смотреть и облизываться, - признал вчера первый вице-премьер.

О том, что дорожная тема набила ему оскомину, было легко судить даже по реакции Иванова на выступления транспортников. Филолог по образованию, он болезненно морщился, едва кто-то из чиновников в слове "порты" делал ударение на втором слоге.

Новая федеральная целевая программа ориентирована на ближайшие семь-восемь лет. Что дальше? Ответ на этот вопрос даст стратегия развития транспорта до 2030 года. Добиться высокого конечного результата планируют за счет повышения конкурентоспособности дорожной системы, снижения транспортных издержек, инновационной, социальной и экологической направленности программ. Ну, разумеется, и соответствующего финансирования. Денег на транспорт не пожалеют: расходы составят примерно 4,8 процента от ВВП. Причем государственные вливания не превысят 2,2 процента, а остальную сумму предоставят частные инвестиции.

Об экологической составляющей планов Иванов вчера говорил отдельно. По его убеждению, риски, связанные с перевозкой грузов, опасных для природной среды, надо обязательно страховать. Так уже делается в гражданской авиации. Причем главную ответственность за ЧП с таким грузом, считают в правительстве, должны нести его владельцы.

- Сейчас они страхуют только стоимость груза, а экологическую ответственность перекладывают на плечи государства, - напомнил первый вице-премьер. - Поэтому, скажем, когда случилась беда с российскими танкерами в Черном и Азовском морях, "прибираться" там пришлось за казенный счет. Во всем мире этим давно занимаются хозяева опасного груза.

Игорь Левитин пообещал, что при открытии навигации ни одно судоходное предприятие не получит лицензии без обязательной страховки судов. Министр также высказался о дорожной государственной компании. Необходимые для ее создания документы будут переданы в правительство в ближайшие три месяца.

- Компании планируется передать функции, связанные с развитием, модернизацией и содержанием дорожной сети, - напомнил Игорь Левитин.

Вчера же Сергей Иванов подтвердил, что бороться с пробками в пунктах пропуска на границе будут с помощью системы "одного окна". А разгрузить транспортные артерии в крупных мегаполисах, по мнению первого вице-премьера, реально в том числе за счет вывода из городов складов таможенной очистки. Иванов вспомнил свою недавнюю поездку в Зеленоград и картину, которую он наблюдал на Ленинградском шоссе. Вся дорога на подходах к столице была буквально забита фурами с новыми иномарками. "Ну какая транспортная инфраструктура выдержит такую нагрузку!" - возмущался Сергей Иванов.

Тем не менее, по итогам доклада главы минтранса Игоря Левитина, первый вице-премьер Сергей Иванов в целом положительно оценил прошлогоднюю деятельность транспортников и поддержал их стремление покончить наконец с пресловутыми долгостроями.

Экономика Недвижимость Инфраструктура Экономика Транспорт Водный транспорт Правительство Вице-премьеры