Вчера на подмосковной авиабазе Кубинка приземлился американский военный самолет ОС-135В. О тайной войне спецслужб речи не идет - в Россию иностранные офицеры попали совершенно легально.
В рамках международной программы "Открытое небо", участником которой является Россия, западные инспекторы с воздуха фотографируют наши армейские и флотские гарнизоны. Правда, какие именно объекты попадут в объектив иностранных наблюдателей, в оборонных ведомствах двух стран предпочитают не распространяться.
- Маршруты полетов в совокупности не должны превышать 5,5 тысячи километров, - рассказали корреспонденту "РГ" в Министерстве обороны РФ. - Американцы заранее подали заявку, где указали предполагаемые места инспекции. Мы эту заявку рассмотрели, после чего дали "добро" на контрольные вылеты. Чтобы гости не сбились с маршрута, в каждом вылете их будут сопровождать российские специалисты.
Строго говоря, возможности международных инспекторов практически не ограничены. Договор распространяется на огромную территорию, пролегающую от канадского Ванкувера через все Северное полушарие до российского Владивостока. Контролеры имеют право фотографировать там передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Эта процедура универсальна, и ее придерживаются наши военные, когда инспектируют военные объекты за рубежом.
Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор "Открытое небо" задумывался как своего рода жест доверия. По документу, контроль за дислокацией и перемещением вооруженных сил был в прямом смысле бесконтактным, но не ограничивал свободу наблюдений "хозяйской" волей. Сегодня список участниц расширился до тридцати пяти государств.
Количество международных инспекций определяет специальная квота. Она, в частности, предоставляет Соединенным Штатам право на 8 из 31 ежегодного полета над Россией и Белоруссией и на один полет над Украиной (совместно с канадскими экспертами). Наши командировки за океан, как правило, ограничиваются двумя сериями наблюдательных вылетов. Если у инспектирующей страны нет собственных самолетов для мониторинга, их может выделять и принимающее государство - это так называемый вариант "такси".
Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Договор разрешает иметь на борту видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Иными словами, крейсер не должен смахивать на сухогруз, а ракета - на дерево. Копии снимков обязательно передаются инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора.
- Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" на подмосковной авиабазе Кубинка был создан специальный летный отряд, - рассказал "корреспонденту "РГ" начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский. - Туда собраны сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154 МЛК1 и Ан-30, оборудованные спецаппаратурой. У американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия "Боинга-707".
За три неполных месяца в России побывали шесть международных инспекций, в том числе дважды - американская. Кроме представителей Пентагона армейские объекты осматривали и фотографировали французы и норвежцы. Наших офицеров тоже несколько раз отправляли в зарубежные командировки.
Между тем
Вчера с военного космодрома Плесецк в Архангельской области стартовала российская ракета "Космос-3М" с немецким разведывательным спутником SAR Lupe. Он стал четвертым орбитальным аппаратом, который Космические войска РФ запустили в интересах бундесвера.