26.03.2008 03:00
    Поделиться

    Посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль Оглы опроверг слухи о выходе его страны из СНГ

    После косовского прецедента многие страны стремятся еще раз подтвердить в самых высоких международных инстанциях свою территориальную целостность. К их числу относится Азербайджан, который вынес вопрос о Нагорном Карабахе на рассмотрение Генассамблеи ООН.

    О том, зачем Баку пошел на такой шаг и как сегодня складываются российско-азербайджанские отношения, рассказал "Российской газете" бывший певец и композитор, а ныне посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы.

    РГ: С тех пор, как вы возглавили дипмиссию, удается ли вам заниматься музыкой?

    Полад: Честно говоря, совсем чуть-чуть. В Москве очень насыщенная дипломатическая жизнь. Потому что Москва - одна из тех столиц, где "варится" большая политическая кухня. Скучать здесь не приходится. Свободного времени совсем нет. Но тем не менее я недавно написал музыку к историческому двухсерийному фильму "Судьба Государя". Хвалиться неудобно, но те, кто ее слышал в исполнении симфонического оркестра, с большим одобрением отнеслись к этой работе.

    РГ: А что это будет за фильм?

    Полад: Это лента о том периоде, когда карабахский Ибрагим-хан заключил договор с Россией о том, что Карабахское ханство добровольно войдет в состав России, а Россия обязуется отныне и во веки веков охранять эти земли. К сожалению, как видите, этот договор не был соблюден.

    РГ: В последнее время возникает ощущение, что отношения Москвы и Баку потеряли прежнюю политическую динамику?

    Полад: Я бы хотел сказать, что каждая из стран, естественно, соблюдает свои национальные интересы. Это естественно. Многие в России подобную ситуацию иногда воспринимают немного ревностно. Но я считаю, что добрососедские и партнерские отношения обязывают к учету как интересов своей страны, так и позиции близких соседей. Конечно, в каком-то плане интересы Азербайджана и на внешнеполитической арене, и в экономическом плане могут на каком-то этапе расходиться с интересами России. Но я думаю, что в этом нет ничего страшного. Во всяком случае, всегда есть возможность найти точки соприкосновения. Самое главное, чтобы существовал диалог, а такой диалог есть.

    РГ: Как вы оцениваете перспективы российско-азербайджанских отношений?

    Полад: Президент России Владимир Путин последовательно укреплял отношения между Москвой и Баку. И делал все от него зависящее для их развития. Конечно, в Азербайджане надеются, что и вновь избранный глава государства продолжит эту линию.

    Вот, например, такой весьма показательный факт. С 2007 года мы перестали закупать российский газ в связи с большим изменением цены. Тогда многие экономисты беспокоились, что товарооборот между нашими странами резко уменьшится. Но оказалось, что в прошлом году товарооборот даже оказался чуть-чуть выше, чем в 2006 году за счет расширения экономических связей в других отраслях. Так что запас в экономических, а тем более в гуманитарных связях у нас очень крепкий.

    РГ:  Не так давно появилась информация о том, что руководство Азербайджана считает бесполезным участие страны в СНГ?

    Полад: Нет и нет. Никогда ни президент, и никто из азербайджанского руководства не говорили о выходе из СНГ. Это была совершенно неверная трактовка. Был разговор о том, что формат Содружества является хорошей площадкой для переговоров, встреч, общения глав государств. И это не исключает необходимости реформирования СНГ, о котором говорят многие руководители. Но Азербайджан из Содружества выходить не собирается.

    РГ: Чем, на ваш взгляд, было вызвано решение Баку вынести вопрос о Нагорном Карабахе на Генассамблею ООН? И удовлетворены ли вы итогами голосования на Генассамблее?

    Полад: Да, безусловно, мы удовлетворены итогами голосования, удовлетворены тем, что резолюция прошла. Принят юридический документ, который называется Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Можно понять желание Азербайджана на уровне высшего органа мирового сообщества еще раз подтвердить свою территориальную независимость. Если внимательно прочитать текст резолюции, то вы увидите, что там нет ничего направленного против третьих стран. Однако Азербайджан удивила позиция сопредседателей Минской группы посредников по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, в том числе России, которые голосовали против резолюции.

    РГ: Вы говорите о позиции России, США и Франции?

    Полад: Верно. Но я хотел бы уточнить, что в Минской группе состоят не только Россия, Америка и Франция. Очень многие забыли, что в Минскую группу входят также Германия, Италия, Турция, Беларусь и ряд других государств. В будущем вполне возможно и привлечение новых игроков, таких, как Румыния, может быть, Польша или какие-либо другие страны Восточной Европы. Чего добивается Азербайджан? Мы хотим добиться неприкосновенности своих земель. Когда говорят о неком компромиссе, мы хотим, чтобы нам объяснили, в чем заключается этот компромисс? В том, чтобы отдать свою землю? Компромисс может быть только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Мы готовы предоставить Нагорному Карабаху любую самую высокую автономию, которая до сих пор придумана в мире. Но после прецедента Косово, естественно, Азербайджан хотел на уровне самого высокого органа мирового сообщества еще раз затвердить свою территориальную целостность. Что, к чести нашей дипломатии, нам удалось.

    РГ: Ситуация с признанием Косово, когда, по сути, было попрано существующее международное право, вас не настораживает?

    Полад: Азербайджан не признал суверенитет Косово и вывел из региона своих миротворцев. Этот вывод миротворческих сил Азербайджана, по-моему, совершенно ясно говорит об отношении нашей страны к этому процессу. Мы полностью поддерживаем позицию России по Косово. Но, естественно, нас настораживает, когда снимается, предположим, эмбарго на торговлю между Россией и Абхазией. Хотя, конечно, это внутреннее дело России. Тем не менее мы видим, что прецедент Косово, как и предупреждала Россия, повлиял на ситуацию вокруг других непризнанных образований.

    РГ: Соответствует ли действительности информация, что Азербайджан обратился в ОБСЕ с просьбой о роспуске Минской группы?

    Полад: У меня такой информации нет. Конечно, какие-то изменения в работе посредников по урегулированию ситуации вокруг Нагорного Карабаха должны произойти. Во всяком случае так, как было, уже не будет. Но это мое личное мнение.

    РГ: Азербайджан в последнее время серьезно увеличил военный бюджет и развивает ряд новых оборонных отраслей. Не считаете ли вы, что такими действиями ваша страна включается в региональную гонку вооружений?

    Полад: Это не так. Военный бюджет нельзя рассматривать в отрыве от бюджета всего Азербайджана. Дело в том, что экономика страны очень бурно развивается. Мы третий год подряд занимаем первое место в мире по темпам экономического развития. Растут расходы на образование, культуру, социальные нужды. И естественно увеличивается и военный бюджет. Не надо забывать, что у нас оккупировано почти 20 процентов территории. Мирные переговоры не дают никакого результата. Для того чтобы быть действительно независимыми и суверенными, надо иметь хорошую армию, современные средства вооружения, надо иметь возможность себя защищать во всех случаях. В рамках своих возможностей все наши соседи вооружаются. Как вы знаете, очень резко увеличила военный бюджет Грузия, выросли расходы на армию в Армении. Поэтому Азербайджан должен быть всегда готов адекватно ответить на любую агрессию.

    РГ: В прессе появлялась информация о том, что американцы рассматривают Азербайджан в качестве плацдарма для возможного удара по Ирану.

    Полад: В Иране, по разным данным, живут порядка 30 миллионов азербайджанцев. У нас добрососедские отношения с государством Иран. Наш президент неоднократно официально заявлял, что Азербайджан не предоставит свою территорию для каких-то действий против Ирана. Более того, у нас с Тегераном существует официальный договор о том, что ни одна из стран не будет предоставлять какие-либо возможности третьим государствам для действий против одной из наших стран.

    Поделиться