Последнее время Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко привлекал внимание преимущественно экспериментальной авангардной хореографией. И вот вновь настала очередь классического наследия. Балетная труппа театра показала программу, составленную из шедевров Мариуса Петипа и Леонида Лавровского.
Великий Мариус Петипа, более полувека работавший в императорском Мариинском театре и создавший русский классический балет, во многом вдохновлялся величественной архитектурой парадного Петербурга. В своих танцах он воспроизвел многие ее образы: стройные ряды балерин, выстроившихся как точеные колонны дворцовых анфилад и фасадов, кружевные узоры виртуозных па, подобные прихотливым орнаментам, живописные группы, напоминающие ожившие скульптурные композиции.
Таких танцевальных "дворцов" Петипа построил множество. Театр Станиславского и Немировича-Данченко приглашает посетить два из них. Гран-па из балета "Пахита" - грандиозный парад классических танцев в испанском духе, и картина "Тени" из балета "Баядерка" на индийские темы - сон героя, в котором он видит погибшую возлюбленную в потустороннем хороводе теней. А между этими строгими архитектурными композициями - буйство "дикой природы". Точнее, умело имитирующий эту "дикость" пейзажный парк: балетная сцена "Вальпургиева ночь" из оперы Гуно "Фауст", где в постановке Леонида Лавровского под звуки чувственных вальсов кружатся прекрасные нимфы и страстные сатиры.
Для театра Станиславского это весьма рискованный репертуарный выбор. Творческим лицом этого театра всегда были балетные спектакли с развитым драматическим содержанием, где на первый план выходили актерское мастерство, яркость типажей, пластическая выразительность, а отнюдь не академическая форма. В расчете на эти задачи формировались труппа театра и ее исполнительский стиль. Теперь артистам предложен материал диаметрально противоположного свойства. Гран-па из "Пахиты" и "Тени" - шедевры классического танца кристально чистой формы, безжалостно обнажающей выучку и природные данные артистов.
К сожалению, до кристальной чистоты и образцового академизма нынешним исполнителям далеко. Можно отметить стабильность вращений, элегантность и красивые линии танца юной Ольги Сизых в центральной партии "Пахиты", собранность Натальи Сомовой и Романа Маленко в "Тенях", а также мастерство и артистизм Натальи Крапивиной и Виктора Дика в "Вальпургиевой ночи". Остальные солисты и кордебалет заслуживают уважения за самоотверженный и честный труд.