В борьбе за снижение налога на добавленную стоимость (НДС) вице-премьер Алексей Кудрин вновь одержал победу. Но на этот раз полную и безоговорочную. В поверженных - идеологи скорого снижения налога на добавленную стоимость - экономисты и предприниматели.
Как и предполагала "РГ", вопрос по НДС не будет вынесен в четверг на рассмотрение правительства, поскольку готовность его минимальна.
Более того, Кудрину вчера удалось убедить и избранного президента Дмитрия Медведева, и премьер-министра Виктора Зубкова в том, что снижение НДС преждевременно. В лучшем случае ответы на вопросы о том, надо ли снижать НДС, в какие сроки и до какого уровня, Кудрин готов дать к концу лета. Ведь именно этот срок вчера отвел премьер министерству экономического развития и торговли, буквально за полчаса до выступления вице-премьера Кудрина, на детальный расчет последствий снижения налогов, в том числе НДС.
- Нам необходимы глубоко проработанные документы по сценарным условиям и прогнозу, инвестициям, налоговому стимулированию экономического роста, - заявил Зубков, открывая коллегию министерства экономического развития и торговли. - В том числе необходимо уже к августу дать детально просчитанные, хорошо обоснованные варианты развития событий по снижению налогов, в том числе НДС.
Кудрин поспешно согласился, судя по всему, явно дав понять, что знает о том, что вновь останется работать в новом кабинете министров, который будет сформирован уже в мае. Не исключено, правда, что с постом министра финансов ему все же придется расстаться, разменяв его на вице-премьерский - куратора главного финансового ведомства. Но надежды бизнеса на снижение НДС с 1 января 2009 года вице-премьер окончательно похоронил. В лучшем случае бизнес и правительственные идеологи снижения налогового бремени смогут рассчитывать на понижение уровня "вредного" налога за пределами 2010 года.
- Завершив проработку этого вопроса к концу лета, мы любое решение, которое будет принято, будем инкорпорировать в следующий трехлетний финансовый план на 2009-2011 годы, - пообещал идеологам Кудрин.
Столь длительную паузу Кудрин объяснил тем, что минфин вместе с заинтересованными ведомствами проведет все расчеты и взвесит все обстоятельства, хотя времени на подобные расчеты у вице-премьера было более чем достаточно. Ведь вопрос о снижении НДС возник не вчера, а как минимум два года назад. И тогда министр финансов Кудрин был против снижения НДС, откладывая это на 2010 год. Вчера, правда, вице-премьер не стал напоминать о старых спорах, а лишь вновь рисовал страшные картины: выпадающие доходы бюджета при снижении НДС до 12-13% могут составить до 2% ВВП.
- Это годовое содержание всей национальной обороны, или вся базовая часть пенсий, или годовой объем строительства дорог, - констатировал вице-премьер.
По словам Кудрина, некоторые аналитики высказывают мнение, что при повышении эффективности администрирования этого налога выпадающие доходы можно сократить. Однако он тут же заметил, что авторы предложений по снижению НДС признали: восстановление доходов бюджета произойдет только через 8-12 лет. Таким образом, заметил Кудрин, в случае принятия решения о снижении НДС с 2010 или 2011 года "надо подумать, за счет чего возмещать выпадающие доходы". То есть за два прошедших месяца дискуссии вокруг НДС минфин так и не смог найти источники замещения. Даже с 2010 года.
- Если решение по снижению налоговой нагрузки будет принято в августе, не раньше, то это можно будет сделать только с 2010 года, - сдалась вчера глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
При этом она предупредила, что незначительное снижение НДС - на 1-2 процента - положительного влияния на экономику не окажет. НДС необходимо снижать в таком объеме, чтобы создать предприятиям реальную мотивацию для развития, считает она.
Однако убедить экс-вице-премьера, главу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина Кудрину так и не удалось. Шохин остался в меньшинстве, но продолжает настаивать на том, что правительство должно снизить НДС с 1 января 2009 года. "Да, выпадающие доходы будут, но будет и расширение налоговой базы, и увеличение уровня собираемости налогов, - сказал он. - Я предложил бы не снижать хотя бы темпы обсуждения этой темы". Глава РСПП заметил, что "подушка безопасности" в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не только позволяет, но и требует начать этот процесс с 2009 года. "В следующей трехлетке, в 2010-2013 годах, трудно будет на это решиться, так как нефтегазовый трансферт будет снижаться, будет дополнительный контраргумент в виде снижения возможности компенсации выпадающих доходов за счет резервов", - предупредил он. Выпадающие доходы Шохин предлагает компенсировать и за счет неналоговых механизмов, в частности за счет приватизации. "Активность государства по увеличению госактивов, происходящая сейчас и выходящая за рамки, обозначенные действующим и избранным президентами, позволяет рассчитывать на увеличение доходов от приватизации, в том числе путем проведения IPO", - заметил он.
Зато от идеи замены НДС на налог с продаж и Кудрин, и Набиуллина отказались одновременно. Вице-премьер приводил в пример мировой опыт, цифры, страны, где такой налог действует и где от него уже успели отказаться, и сравнение было не в пользу замены НДС. Но в итоге Кудрин все же призвал "комплексно взвесить всю налоговую систему, ее устойчивость". И тут же не преминул напомнить о собственных заслугах, что за последние восемь лет "Россия прошла беспрецедентный путь по снижению налогов": если в 2000-м действовало 53 налога, то сейчас их 15. Набиуллина не могла не поддержать коллегу-финансиста, ведь в замене НДС на налог с продаж их позиции совпадают. "Нет необходимости менять НДС на налог с продаж - это достаточно рискованный шаг, и у него есть негативные последствия. Правильнее двигаться в направлении снижения НДС, но необходимо просчитать все бюджетные последствия и последствия для экономики", - сказала глава минэкономразвития.
Но раз уж вице-премьер вступил на тропу войны, то задел и Центробанк, вроде бы сам признав, что прошлый год стал неудачным с точки зрения инфляции.
- Мы упустили монетарный фактор, - заметил Кудрин, не переходя на личности.
Но, как известно, за прирост денежной массы в экономике ответственность несет ведомство Сергея Игнатьева. Когда же денежная масса растет удвоенными темпами, вряд ли можно ожидать, что инфляция снизится. Накануне же минэкономразвития пересмотрело прогноз инфляции на 2008 год с 7 - 8,5 процента до 7 - 9,5, фактически увеличив интервал. И Кудрин полагает, что инфляционная динамика может выйти на уровень ниже 2006 года, когда рост цен составил 9 процентов. При этом вице-премьер надеется, что все же до этой планки инфляция в этом году не доберется, ведь за два первых месяца 2008 года этот показатель составил 3,5 процента, тогда как за тот же период 2006 года - 4,1 процента. Правительство, как известно, пеняет на растущие цены на продовольствие. Недаром Виктор Зубков призвал вчера навести порядок в деятельности крупных торговых сетей. Он считает, что сфера торговли остро нуждается во внимании со стороны государства. То ли в виде госрегулирования, то ли в виде пристального антимонопольного внимания.
- Меры регулирования торговых услуг должны положить конец дискриминационным условиям, которые зачастую ставят крупные сетевые компании, - заметил премьер-министр. - Известно, что здесь страдают и отечественные производители.
Так что уже в этом году минэкономразвития поручено завершить подготовку соответствующего проекта федерального закона.
Кудрин же предостерег правительство от создания в стране вместо финансового центра финансового офшора. "В рамках инновационной стратегии была поставлена задача создать в стране финансовый центр и финансовую устойчивость, - заметил вице-премьер, как будто озвучив предвыборную программу. - Я хотел сказать, что мы все-таки собираемся создать не Кипр, мы собираемся создавать Лондонский Сити, например". По его словам, это означает стабильность макроэкономики, финансовой системы и пассивов банков. В свою очередь, такая стабильность создается долгосрочным прогнозированием инфляции, курса национальной валюты и всех основных экономических параметров, чего пока нет. Да и нефть продаваться за рубли не будет, "пока у рубля не будет устойчивой кредитной истории, которая бы делала изменение в рублях устойчивым к другим валютам".