26.03.2008 01:10
Поделиться

Власти Прикамья оказались перед выбором после оглашения итогов конкурса PermMuseumXXI

Вчера стали известны имена победителей конкурса PermMuseumXXI. Однако вместо того, чтобы предложить городу единственный и самый подходящий архитектурный проект нового здания Пермской художественной галереи, жюри поставило краевых чиновников перед выбором между двумя абсолютно разными вариантами.

Напомним, коллекцию Пермской художественной галереи, состоящую из 47 тысяч экспонатов, планируется перевезти в специальный центр, который должен стать самой современной художественной площадкой и первым в стране музеем, построенным по технологиям XXI века. На первый тур конкурса, в июле 2007 года, поступило 320 заявок от архитекторов из 50 стран мира. По итогам отборочного тура было выбрано 25 мастеров, которые в октябре прошлого года приезжали в Пермь, чтобы познакомиться с коллекциями художественной галереи и местом предполагаемого строительства нового здания музея.

В итоге финалистами стали сразу два проекта, которые представили Борис Бернаскони из Москвы и швейцарец Валерио Олджиати. Необычным стало то, что москвич выдвинул, скорее, европейский проект, похожий на "пожилого джентльмена из Европы", как его охарактеризовал председатель жюри Петер Цумптор. Тогда как его коллега из Цюриха представил на суд жюри проект, который напомнил архитекторам из России отголосок советских времен.

- Первый проект хорошо вписывается в контекст местности - здание московского архитектора устанавливает связь между верхним плато и нижним уровнем берега Камы. При этом решается проблема с проходящей мимо железнодорожной веткой, которая оказывается как бы под зданием, - пояснил председатель жюри.

Второй финалист видит галерею в форме башни. И, по признанию Петера Цумптора, все российские архитекторы, участвовавшие в жюри, буквально невзлюбили этот проект. Однако председатель жюри призвал общественность отнестись к нему как к европейскому взгляду на русский кубизм, экспрессионизм.

- Автор смотрит на историю, заново переосмысливая ее традиции. Это можно назвать новым произведением архитектурной скульптуры. Так что будьте готовы, что вам, скорее всего, оно не понравится, но постарайтесь посмотреть дальше своих первых впечатлений. Это может быть великолепным современным зданием, - добавил швейцарский архитектор.

Авторы обоих проектов-финалистов получат по 85 тысяч долларов, третье место и премия в размере 50 тысяч долларов присуждены известному архитектору, единственной женщине - лауреату Притцкеровской премии Заха Хадид (США). Но сами члены жюри признают, что столь долгожданные итоги оказались не совсем прикладными.

- Победили два проекта, причем абсолютно разные. Мы понимаем, что работа не доделана. Единственное, что в этом случае возможно - реализовать лучший проект в максимально сжатые сроки, - прокомментировал директор австрийского музея МАК Петер Ноевер.

Однако о сроках, когда у региона, наконец, появится музей, краевые власти пока ничего конкретного сказать не могут. Ясно только то, что теперь вся конкурсная документация будет направлена в федеральное министерство культуры.

- Нужно определить, каково будет его участие в этом проекте, каковы возможности регионального бюджета, может быть, внести изменения в краевую инвестиционную программу. Также Пермь должны будут посетить победители, чтобы определить те объемы работ, которые необходимы для реализации проекта, - пояснил председатель правительства Пермского края Валерий Сухих.

Что касается процедуры выбора единственного проекта, ее подготовкой будет заниматься краевое министерство культуры. Не исключено, что в принятии решения сможет поучаствовать общественность Прикамья, но последнее слово в этом вопросе, по словам Валерия Сухих, останется за губернатором края.

Пока же 19 проектов, участвовавших в конкурсе, выставлены в здании Пермской художественной галереи. Теперь с ними могут ознакомиться жители Прикамья.