Лидия Плюснина, руководитель специальной школы-интерната для детей с отклонениями в развитии, признана Ассоциацией женщин-предпринимателей России директором года.
Стена из зеркал
Почему Лидия Федотовна стала победителем не учительского, а предпринимательского конкурса, становится ясно после того, как попадаешь в интернат. В вятском селе Верховонданка, которое дальше чем в двухстах километрах от областного центра, находится одно из лучших заведений такого типа в России. Полторы сотни детей с тяжелыми отклонениями в умственном развитии (так называемый VIII вид) в буквальном смысле обрели здесь свой дом. Даже те, кто стал сиротой при живых родителям, а таких здесь четыре пятых, вспоминают "отчий дома" нередко с содроганием. Беспрерывные пьянки, драки, отсутствие еды и элементарных условий - непременные спутники той, оставшейся где-то далеко за порогом интерната жизни.
Здесь - просторные светлые корпуса, идеально чистые палаты, вкусная еда, танцевальный зал с зеркалами и много-много цветов. Цветы здесь повсюду - в палатах, коридорах, вокруг корпусов. Летом здание интерната "плавает" в цветах. А в сотне метров от главного корпуса, возле здания полуразрушенной церкви - фруктовый сад. Тоже интернатовский. А еще вокруг - теплицы и "гектары" огородов. Потому что всеми овощами интернат полностью обеспечивает себя сам.
В интернате целый парк техники, и есть даже такая, какой нет в колхозе, например экскаватор. Все это собиралось годами, но переломным стал печальный для Плюсниной 1997 год, зимой которого скоропостижно умер ее муж Геннадий. Много лет назад они, молодые преподаватели, вместе пришли работать в интернат, потом он стал директором, а она завучем. Интернат тогда располагался в десятке старых полуразваленных деревянных зданий. Еще вместе они рисовали план будущего учебного корпуса, но не успели. И, как вспоминает Лидия Федотовна, "у гроба мужа я поклялась, что доведу строительство корпуса до конца".
После смерти мужа она стала директором интерната, но еще больше - "строителем". Описывать все перипетии, все инстанции, которые пришлось ей пройти, чтобы довести стройку до конца, смысла нет. Можно лишь добавить, что это были самые нищие для образования годы, когда даже выплату учительской зарплаты задерживали на много месяцев. И чтобы построить в это время в отдаленном селе еще и шикарное здание, которому могут позавидовать многие городские школы, нужно быть не просто сильным, а в чем-то и жестким человеком.
"Здание сдали осенью, прямо в день моего рождения, но это была, как сейчас говорят, "черновая отделка". Я собрала коллектив и сказала: ведите кого хотите - тетей, дядей, братьев и сестер, берите инструменты, краску, но через неделю мы должны сюда заехать. И заехали", - вспоминает Лидия Плюснина. А потом построили банно-прачечный корпус, капитально отремонтировали полукаменное здание под спальный корпус для девочек. "33 сараюшки" снесли, а на их месте вырос красавец спальный корпус для мальчиков, со столовой и медицинской частью (кстати, стоматологический кабинет оборудован так, как не в каждой городской клинике). А затем разбили и сад возле церкви - это особая гордость Лидии Федотовны. И теперь у них свои компоты и варенья из яблок и лесных ягод.
Интернет и Интернат
Описывая многочисленное хозяйство Плюсниной, поневоле забываешь о том, что речь идет об учебном заведении. Да еще не совсем обычном. Из полутора сотен детей немало тех, кто успел повидать за свою короткую жизнь такое, что и не снилось многим взрослым. Большинство подростков прошли весьма суровую "школу выживания", порой в нечеловеческих условиях - по их рассказам можно романы писать. Самые трудные, попадая сюда даже из очень плохой семьи, первое время все равно пытаются бежать обратно. Потом постепенно привыкают и раскрываются.
Это поначалу удивляют искусные резные деревянные панно на стенах интерната, сделанные руками детей, или вышитые узорами подушки, которые готовятся сейчас к очередной выставке. Но потом видишь десятки грамот, которые привезли воспитанники интерната с различных конкурсов и состязаний, и понимаешь, что вся эта "внеклассная работа" - часть одной самой главной задачи - подготовить выпускников интерната к "большой" жизни. Коллектив высококвалифицированных педагогов, который сплотился за эти годы вокруг директора, учит детей не только считать и писать, но и шить, вязать, резать по дереву, выращивать цветы и овощи, а еще - работать... на компьютере. Не исключено, что верховонданский интернат - единственное заведение в России такого профиля, выпускники которого могут пользоваться компьютером. С этой, как тогда казалось, невероятной идеей несколько лет назад выступила дочь Лидии Федотовны Влада, тоже преподаватель интерната. Первый в своей жизни компьютер она осваивала вместе с подопечными. И хотя они не могут составить компьютерную программу, но на пользовательском уровне иногда превосходят и обычных школьников.
С приходом в интернат в прошлом году в рамках нацпроекта "Образование" скоростного Интернета жизнь детей круто изменилась. Как-то, "ползая в Паутине" в поисках необходимого сайта, они случайно наткнулись на другой - "Невидимые дети", где есть адреса российских детских домов. После чего верховонданский интернат вступил в широкомасштабную переписку со взрослыми и детьми со всего мира. Сейчас в интернат приходят письма из Москвы, Ростова, с Камчатки, из Прибалтики, из Америки. С утра дети бегут к Владе Геннадьевне, которая получает и принимает электронные письма для всего интерната: "Мне что-нибудь есть"? И когда ко дню рождения неожиданно приходит вполне реальная посылка с подарком от виртуального благодетеля, дети на седьмом небе: "Значит, и я кому-то нужен!"
И хотя в таких потрясающих результатах есть вклад каждого из сотрудников интерната, никто не сомневается, что в данном случае все исходит прежде всего от директора. Которая при хорошей деловой хватке еще и романтик. И даже выпустила несколько дисков с песнями на свои стихи, которые записывали здесь же, в районном Доме культуры.
Будет и бассейн
Кстати, отношения "интернатовских" с местным населением - особая статья. В большинстве населенных пунктов, где есть подобные учреждения, они, мягко говоря, натянутые. Кражи из садов и огородов, конфликты с жителями... Ничего этого в Верховонданке нет. И хотя, как говорит Лидия Федотовна, "спасибо, что они нас еще терпят", по идее, спасибо интернату должны говорить жители села. Поскольку в условиях, когда сельское хозяйство село на мель, интернат оказался главным "градообразующим" предприятияем, которое дает работу более чем сотне человек. Не считая концертов на сцене местного ДК, подготовленных силами интерната, постоянных субботников по уборке сельких улиц и помощи пенсионерам, которым воспитанники интерната и дрова помогут поколоть, и огород вспашут.
Всем этим дети занимаются с удовольствием. Любой "выход в люди", пусть даже из очень ухоженных интернатовских стен, для них - событие. Не говоря уже о поездках в Киров или даже по "Золотому кольцу", как в этом году. Или к морю, как несколько лет назад. И ни разу ни одного ЧП ни в одной поездке.
Хотя Плюснину уже признали лучшим директором года, у Лидии Федотовны по-прежнему "планов громадье". Например, построить настоящую сауну, бассейн, почистить и благоустроить местный пруд. Все это она тоже указала в документах, когда посылала их в Москву на суд жюри.
О церемонии в столице, где награждали лучших женщин-предпринимателей, напоминают цветы в ее кабинете, которые не завяли до сих пор. Может, атмосфера здесь такая, что все растет, крутится, вертится, поет и играет? Даже если дети - "восьмого вида".