Вчера депутаты Челябинской городской думы довели цены на проезд в общественном транспорте до коммерческих. Этому решению предшествовал пикет работников "Челябинскавтотранса". Как эти два события связаны между собой и к чему приведут, пытались разобраться корреспонденты "РГ".
Артподготовка
Почву для повышения платы за проезд городские власти начали готовить за месяц до юридического оформления решения. В конце февраля они озвучили свои подсчеты - в какую сумму обходится перевозка одного пассажира. Так, по мнению чиновников, расходы на один проезд в трамвае - 9 рублей 50 копеек, в троллейбусе - 12 рублей 50 копеек, в автобусе - 15 рублей 60 копеек. "Сейчас проезд в городском общественном транспорте Челябинска стоит 8 рублей, и пока меняться не будет", - уверял тогда вице-мэр по транспорту Владимир Алейников.
Но не прошло и месяца, как городские власти забыли обещание и в режиме строгой секретности подготовили новое решение. Многие депутаты до заседания не знали о том, что им придется принимать соответствующее постановление, и открыто критиковали спикера думы Сергей Комякова. Мол, прежде чем принимать такие решения, нужно рассмотреть их на профильных комитетах. И попросили, чтобы в будущем этого не повторялось.
Нота из пикета
Этому заседанию городской думы предшествовал пикет работников муниципального транспортного предприятия "Челябгортранс". Это была несколько странная акция протеста: средствам массовой информации о готовящемся пикете не сообщали. "РГ" узнала о предстоящем событии из неофициальных источников. В девять часов утра к крыльцу мэрии прибыло человек пятьдесят. Люди развернули плакаты: "Нам чужого не надо, отдайте свое!", "Дайте достойную зарплату". Руководила пикетом Любовь Горбачева, лидер профсоюза транспортников Челябинска. Оказалось, что работникам "Челябгортанса" и "Челябинскавтотранса" обещали с 1 апреля повысить зарплату, но, как считают сами транспортники, ждать повышения не придется.
- Это депутаты не хотят нам платить больше, поэтому мы и пришли сюда, - заявили пикетчики. - И если нам не повысят зарплату, мы перейдем к решительным действиям, вплоть до забастовки.
Между тем в конце января состоялось заседание трехсторонней комиссии, в которую вошли депутаты, представители мэрии и "Челябгортранса". С тем, что зарплату повышать надо, были согласны и депутаты, и мэрия. Даже называлась конкретная дата - 1 апреля. Рассматривались самые разные возможности, но потом решили: единственный способ увеличить зарплату водителям и кондукторам - установить новые тарифы за проезд.
- Вообще-то мы не настаивали на повышении тарифа, - сообщила "РГ" Любовь Горбачева. - Мы лишь просили увеличить нам в полтора раза зарплату и выплачивать квартальные премии. У нас кондукторы даже с переработкой получают по 6-7 тысяч рублей, а водители по 8-9 тысяч. Мы вправе ждать лучшего, а уже как это повышение проведут - забота властей и депутатов, если учесть, что предприятия муниципальные.
Кстати, в "Челябинскавтотрансе" буквально на днях сменился директор. Уволился Юрий Стуков, а его место занял Николай Чебан. По неофициальным сведениям, причиной увольнения Стукова стало плачевное финансовое состояние предприятия - накопились долги за топливо.
Будущее подорожание билетов нигде публично не обсуждали, но в самом "Челябгортрансе" и "Челябинскавтотрансе" знали о новых ценах, и все ждали обещанного повышения зарплаты. Чтобы подстегнуть власти и депутатов, профсоюзы решили напомнить о себе. К тому же первоначально в повестке заседания городской думы вопрос о тарифах не был обозначен. Изменения в повестку внесли лишь накануне вечером.
Впрочем, большинство депутатов так и не увидели пикетчиков. Акция началась в девять, за два часа до начала заседания. А уже в десять часов к пикетчикам подошел заместитель начальника милиции общественной безопасности Челябинска Игорь Литвинов.
- Ваш пикет был назначен на другое время, - довольно вежливо сообщил он. - Поэтому, пожалуйста, сверните свои плакаты.
В ответ на это женщины стали возмущенно кричать: "А с нами кто правильно поступит?"
Любовь Горбачева тут же всех успокоила:
- Всем спасибо! Я иду на заседание думы, и если наш вопрос не решат, мы возобновим свою акцию.
Уже через десять минут ничто не напоминало о недавнем пикете.
Горючие слезы
Тема повышения платы за проезд была главной на вчерашнем заседании думы. Этот вопрос - один из трех, по которому заслушивались доклады и состоялось обсуждение. Кроме него такой чести удостоился доклад мэра Челябинска Михаила Юревича о работе администрации города за прошлый год и обращение в Заксобрание Челябинской области с просьбой лучше финансировать социальную сферу. Остальные 22 вопроса были приняты без докладов и обсуждения. Самый важный вопрос занял и больше всего времени.
Присутствующих поразил доклад Владимира Алейникова. По его словам, ситуация на автотранспортном предприятии и вправду аховая. За год цены на бензин и дизельное топливо выросли в полтора раза, электричество - на треть. А средняя зарплата колеблется в пределах 8-10,5 тысячи рублей (здесь необходимо отметить, что средняя зарплата определяется с учетом немаленьких зарплат руководства, инженеров, к тому же до вычета налогов) при ежемесячном доходе среднестатистического челябинца 13,5 тысячи. Расходы на горюче-смазочные материалы, электричество и зарплату составляют 70 процентов всех трат "Челябгортранса".
За прошлый год из автотранспортного предприятия уволилось 513 водителей и 614 кондукторов. Трамваи, троллейбусы и автобусы простаивают из-за дефицита кадров в 738 водителей и 840 кондукторов.
Без прибыли
Повышение стоимости проезда состоится 1 апреля: до 10 рублей вырастет цена билета в трамвае и троллейбусе, до 12 - в автобусе. Стоимость месячного проездного на электротранспорт составит 550 рублей, на автобус - 650. Подорожание билетов городские чиновники и согласившееся с ними большинство депутатов назвали единственным выходом из ситуации.
- Благодаря повышению цен на проезд удастся на 25 процентов увеличить зарплату работникам предприятия, - говорит Владимир Алейников. - Даже новая, более высокая стоимость билета ниже себестоимости одной поездки. Сегодняшним решением мы не сделаем "Челябинскавтотранс" прибыльным, а лишь сумеем вывести предприятие на тот уровень убытков, который запланирован в бюджете на этот год. Как показывает практика, первое время пассажиропоток снизится, потом вновь вернется в прежнее русло.
Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, чиновники разрешили транспортникам на 20 процентов снизить стоимость поездки для тех, кто пользуется транспортной картой. Правда, воспользуются ли руководители "Челябгортранса" такой возможностью, неизвестно. Зато точно известно, что после подорожания проезда в городском общественном транспорте увеличат цены на билеты и владельцы маршрутных такси, и частные извозчики. В неофициальном комментарии руководитель одной из фирм маршрутных такси сообщил, что теперь, даже если частные перевозчики сами не захотят повышения, власти, скорее всего, заставят их поднять цены. Поскольку при равной стоимости проезда в общественном транспорте и маршрутке пассажиры наверняка выберут последнюю.
Против решения о повышении платы за проезд проголосовали 7 депутатов из 32 присутствующих.
Михаил Юревич, мэр Челябинска:
- Вышестоящие бюджеты до сих пор не в полном объеме возместили нам расходы на проезд региональных и федеральных льготников. В результате растет кредиторская задолженность "Челябгортранса" и снижается число перевозок. Долгое время работники предприятия находились в предзабастовочном состоянии, и нам удавалось гасить их негодование. Больше они не могут терпеть.
Пробег автобусов доходит до пяти миллионов километров, хотя их расчетная эксплуатация, после которой транспорт нужно списывать, до 500 тысяч километров.
Благодаря введению электронных карт мы выяснили, что в среднем льготник совершает не пять поездок в месяц, которые нам оплачивает областной бюджет, а сорок. Прибавьте к этому инфляцию, и уже станет понятнее, почему городской общественный транспорт находится в таком плачевном состоянии.
Мне непонятно, почему региональные власти утверждают льготы, а муниципалитет должен их оплачивать. Ситуация суперкритическая. Мы рискуем остаться без общественного транспорта. Только в двух регионах страны вышестоящие власти занимаются таким безобразием. Поэтому в ближайшие месяцы нас ждут жаркие политические баталии. Переговоры ни к чему не приводят. Наша позиция жесткая: либо областные власти отменят свои льготы, либо будем судиться, чтобы они оплачивались в полном объеме. В идеале мы хотим, чтобы у каждого льготника была своя электронная карта. В единой базе данных будет учитываться количество поездок всех областных льготников. И региональные власти, исходя из этого, должны их оплатить, раз пообещали людям бесплатный проезд.
Справка "РГ"
Последний раз стоимость проезда в общественном транспорте в Челябинске увелилась ровно два года назад. 1 апреля 2006 года одна поездка на автобусе, трамвае или троллейбусе стала стоить восемь вместо шести рублей. Власти, как и сейчас, ссылались на износ подвижного состава и текучесть кадров.