Поле деятельности Счетной палаты расширится. Она намерена контролировать, как расходуют бюджетные деньги госкорпорации, управляют золотовалютными резервами, а также отслеживать реализацию стратегии долгосрочного развития страны.
Такие планы наметил вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на XII конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России.
Впрочем, как именно будут действовать аудиторы на этих новых направлениях, пока все-таки ясно не совсем. Тем не менее уже сейчас известно, кто попадет первым под аудиторский контроль. Это будет госкорпорация "Олимп строй", дал понять Степашин. Недавно состоялось совещание с представителями олимпийской корпорации, и общие контуры системы контроля обозначены, рассказала замначальника Контрольного управления президента Маргарита Рудакова. При этом, по ее словам, от главы государства контролеры получили задание обратить особое внимание на выделение земли под олимпийские стройки в Сочи. Вместе с контрольным управлением будут работать и аудиторы. Методика таких проверок практически готова, рассказал корреспонденту "РГ" руководитель аппарата Счетной палаты Сергей Шахрай.
Но кроме "Олимпстроя" в России существует еще несколько госкорпораций - в сфере ЖКХ, нанотехнологий, Банк развития и другие. И с ними все не так просто, признают в Счетной палате. Проблема в том, что каждая госкорпорация действует по собственному закону, вне рамок Бюджетного кодекса. И как только деньги из казны передаются в такую структуру, они становятся ее собственностью. Именно это обстоятельство может стать поводом для того, чтобы руководители, которые боятся контроля, отказали аудиторам в допуске, предполагает Шахрай. В то же время и прямых препятствий для контроля тоже нет. По словам Шахрая, несмотря на то, что по родовому понятию госкорпорации относятся скорее к некоммерческим организациям, по сути они являются государственными: в их наблюдательные советы входят чиновники, они решают государственные задачи. Кроме того, некоторые корпорации пользуются налоговыми льготами, а впоследствии будут получать деньги из казны по линии федеральных целевых программ. То есть должны быть подконтрольны аудиторам по закону о Счетной палате.
Тем не менее для того, чтобы расставить все точки над i и решить возникшую коллизию, надо создать четкую, не допускающую различного толкования правовую базу. Степашин считает, что правовой статус всех госкорпораций должен быть прописан не в отдельных законах, а в гражданском законодательстве.
Но Степашина волнуют не только деньги госкорпораций. Он беспокоится и по поводу международных, или, иначе говоря, золотовалютных резервов, где сосредоточено более 500 миллиардов долларов. Именно эта мощная финансовая "подушка безопасности" страхует от потрясений российскую экономику на фоне мирового кризиса, поясняет глава Счетной палаты. Вчера Степашин сокрушался, что деятельность ЦБ по эффективному управлению резервами, к сожалению, не является объектом регулярного внешнего независимого контроля.
Чтобы Счетная палата могла провести проверку в ЦБ, необходимо решение Национального банковского совета, замечает Шахрай. Тут, впрочем, можно напомнить, что в прошлом году Степашин все же сумел добиться такого допуска, и Счетная палата проверяла финансово-хозяйственную деятельность ЦБ. Правда, о каких-либо выявленных серьезных нарушениях не известно. Теперь Счетная палата намерена через Госдуму вновь просить о проверке, говорит Шахрай. Судя по всему, работа с депутатами в этом направлении уже ведется, и в Счетной палате рассчитывают на положительное решение.
Но если с теми же госкорпорациями Счетной палате хватит работы по меньшей мере до 2014 года, то с учетом разработки стратегии долгосрочного развития аудиторы будут загружены еще на 12 лет вперед. На реализацию "концепции-2020" будут направлены огромные ресурсы, и надо сделать так, чтобы они были использованы эффективно, задала направление Рудакова. Правда, как именно аудиторы будут отслеживать выполнение амбициозных планов, вчера подробно не говорили. Но замглавы минэкономразвития Андрей Клепач сообщил, что в этом году планируется принять уже подготовленный министерством проект закона о стратегическом планировании. В нем будет и положение о стратегическом аудите, где ключевая роль отводится Счетной палате, обещал Клепач.