18 марта в N 57 "РГ" опубликовала "черный список" МЧС, в который включены объекты, где грубо нарушаются правила пожарной безопасности.
Деятельность всех, кто попал в этот перечень, суды по требованию пожарных инспекторов приостанавливают на разные сроки. Что происходит в это время в "арестованных" зданиях? Идет ли ремонт? Принимаются ли меры по устранению причин, по которым объекты признаны пожароопасными? Задавшись этими вопросами, корреспонденты "РГ" на второй день после публикации "черного списка" отправились по некоторым из названных в списке адресам. Увиденная картина потрясла до глубины души.
Итак, свой поход мы начали с посещения складских помещений ООО "Град вещей" по улице Староалексеевская, 24. У вахтера, записавшего наши паспортные данные, выяснили, что купить одежду сток и секонд-хенд здесь можно с 8 до 18 по будням. Это означало одно: организация как работала, так и работает, не прекращая своей деятельности ни на день. Любезно предложив прайс-лист, кладовщик Василий Иванович проводил нас на склад с весенней и летней одеждой. На вопрос, не донимают ли пожарные, ведь помещение на ладан дышит, ответил: "Наплевать и растереть, года два еще поработаем!" И это при том, что постановлением Останкинского районного суда от 18 февраля 2008 года деятельность этого дряхлого объекта, построенного еще до войны и чудом уцелевшего почти в центре города, приостановлена на девяносто дней!
Следующий визит - в общежитие ГУП города Москвы "Жилищник-1", расположенное по улице Маршала Неделина, 30, корпус 3. Оно уже как месяц тоже числится среди арестованных на девяносто суток. Это значит, что его давным-давно должны были опечатать, а жильцов на время переселить в другое жилье. Ничего подобного! Все как жили, так и продолжают здесь жить. В подъезде стоит пара детских колясок, на лестничной площадке раздается детский смех. Женщины на общей кухне готовят ужин.
- Претензии пожарных к нашему общежитию? Ничего не слышала! - сказала Татьяна Курбанова, с которой мы разговорились. Комнату на двоих с дочкой она снимает здесь вот уже двадцать два года. Ежемесячно платит по полторы тысячи рублей. Для нее это большие деньги. О том, что здание опасно для жизни, женщина не задумывается. Говорит, что в кухнях на каждом этаже есть огнетушители, в коридоре установлены датчики дыма. Правда, как в случае пожара выбираться из этих коридоров, непонятно, так как все они сплошь заставлены диванами, холодильниками, велосипедами и прочим скарбом жильцов.
И.о. генерального директора ГУП "Жилищник-1" Алексей Смирнов постановление суда исполнять не торопится. На вопрос корреспондентов почему, ответил вопросом: "Вы представляете, сколько в этом общежитии проживает людей?! И куда я должен их деть?"...
Следующий пункт - бывший кинотеатр "Патриот" по улице Саляма Адиля, 4. Сейчас он принадлежит частной конторе и согласно постановлению Хорошевского районного суда от 28 февраля 2008 года также должен быть закрыт. Не тут-то было! В настоящее время зрительный зал здесь арендует молодой столичный театр "Киноспектакль". По выходным актеры дают представление под названием "Жутко свирепый дракон". Билеты на него стоят от 200 до 400 рублей, льготникам делают скидки. Аншлага не бывает, но несколько десятков человек в зале, как правило, собирается. Родители с детьми, бабушки с внуками. А буквально на днях в одно из помещений бывшего кинотеатра въехала меховая выставка-ярмарка. Торгуют пальтишками и шубами. По ночам же прохожие слышат, как из бывшего кинотеатра доносятся бой барабанов, звуки трубы и синтезатора: одна контора снимает в "Патриоте" помещение и сдает его для репетиций разным музыкальным группам.
Естественно, не бесплатно! Побренчать на гитаре там можно в любой день. Хоть сегодня!
Между тем претензии к зданию пожарные предъявили довольно серьезные. Чего стоит одна неработающая пожарная сигнализация?! В отделке некоторых помещений использованы горючие материалы. А в непосредственной близости от них проложена временная проводка, которая к тому же скручена в тугой клубок. В общем, если что, бывший кинотеатр вспыхнет, как новогодняя елка.
Но самое шокирующее открытие нас ожидало в детском саду "Теремок", расположенном по улице Бибиревской, 17А. Мы представились родителями, подыскивающими для своего чада дошкольное заведение. И нам тут же похвастались... сауной. Той самой, которую по решению Бутырского районного суда судебные приставы должны были опечатать еще в феврале на 60 дней. Тем не менее тепло из бани разносилось в радиусе пятнадцати метров. "Парим детишек от трех до шести лет по средам и четвергам, - охотно объяснили нам детсадовские сотрудницы. - Нужно лишь разрешение кардиолога". Для большей убедительности продемонстрировали расположенную за деревянной стеной отделанную вагонкой комнату для массажа. Невольно подумалось: уж если все это вспыхнет, мало не покажется! Знают ли родители ста ребятишек, что цена пребывания их сыновей и дочек здесь не восемнадцать тысяч рублей в месяц, как с них берут сейчас, - на кон поставлена детская жизнь! Впрочем, как жизнь еще и сорока нянь, воспитателей, поваров, психологов, спортивных и музыкальных работников... Директор Татьяна Павлова времени на разговор с корреспондентами "РГ" не нашла. Но позже на заданный в упор вопрос уже по телефону, как обстоят дела с выполнением решения суда, покривила душой, заявила, что сауна, дескать, не работает. "Делов-то - пожарные попросили перенести дверь". И... посоветовала журналистам не волноваться.
Так почему же вынесенные судом постановления не исполняются? Куда смотрят, наконец, судебные приставы? По закону они берутся за дело лишь в том случае, если решения, постановления и прочие акты суда не выполняются добровольно. Из суда к ним должен поступить исполнительный лист, на основании которого приставы уже смогут возбудить исполнительное производство, и тогда приступить к работе.
Как выяснилось, исполнительный лист по делу сауны в детском саду был почтой отправлен судебным приставам еще 29 февраля. По делу складских помещений ООО "Град вещей" лично передан 18 февраля, а по общежитию - 29-го. Но эти объекты почему-то продолжают функционировать. В отношении же бывшего кинотеатра "Патриот" приставы вообще вынесли постановление - отказать в возбуждении исполнительного производства. Причем, по нашим данным, даже не дождавшись прихода исполнительного листа. Получается, что собственникам и арендаторам зданий, которые в любой момент могут вспыхнуть как спичка, подвергая смертельной опасности тысячи людей, и впрямь некого бояться.
Михаил Андреев,
начальник отдела административной практики и дознания Управления Госпожнадзора Главного управления МЧС России по городу Москве:
- Если инспектор Госпожнадзора при проверке объекта выявляет нарушения требований пожарной безопасности, создающих угрозу для жизни людей, он обязан возбудить административное производство. Затем материалы передаются в суд для назначения наказания в виде приостановления деятельности объекта. На этом функции пожарного инспектора заканчиваются, кроме тех случаев, когда на судебном заседании могут потребоваться какие-либо свидетельские показания.
Постановление суда о приостановлении деятельности объекта, признанного пожароопасным, исполняется судебным приставом.
Однако, как показала проверка, приставы не спешат исполнять решения судов, тем самым ставя под угрозу жизни людей. Подобное отношение вызывает по меньшей мере удивление, ведь закон обязывает их исполнить постановление суда об административном приостановлении немедленно, после его вынесения. В Кодексе об административных правонарушениях РФ есть специальная статья - 32. 12 (часть 1). Так по какой же причине судебные приставы не исполняют предписание закона?
Карина Тащян,
начальник отдела организации работы судебных приставов-исполнителей Управления Федеральной службы судебных приставов по городу Москве:
- Действительно, постановление суда об административном приостановлении деятельности согласно статье 32.12 КоАП подлежит немедленному исполнению. Это значит, что приставу на возбуждение исполнительного производства не дается даже тех трех дней, которые полагаются ему в большинстве иных случаев. Получив исполнительный лист, он должен немедленно вынести постановление о возбуждении исполнительного производства и не позднее следующего дня опечатать объект. При этом, как сказано в 109-й статье Федерального закона "Об исполнительном производстве", он не может выходить за рамки своих полномочий. Скажем, в случае с общежитием заниматься выселением людей - вовсе не его функция. Вопрос "что делать с жильцами" должен решать собственник общежития. Задача пристава - опечатать здание и тем самым принять меры к исполнению решения суда.
А потом периодически, примерно раз в неделю, пристав должен приезжать на опечатанный объект и проверять сохранность пломб и печатей. Если собственник самовольно возобновит деятельность до истечения срока, указанного в постановлении, пристав вправе его оштрафовать, а также принять меры к возбуждению уголовного дела в соответствии со статьей 315 УК РФ.
По тем же объектам, которые вы посетили, мы проведем тщательную проверку. И выясним, почему они продолжают функционировать.
Справка "РГ"
По данным Главного управления МЧС России по Москве, в 2006 году в столице было зафиксировано 10 887 пожаров, в огне которых погибли 459 человек. В 2007 году произошло 10 552 пожара, погибли 393 человека. За два месяца 2008 года случилось 1609 пожаров, погибли 69 человек.