Слухи о приспособлениях Германа Грабора среди дачников и огородников Воронежа ходят давно.
Чудо-вилы
Лишь только повеяло весной, мысли пенсионеров в основном крутятся вокруг дачи - светлые, радостные. Люди ждут не дождутся прихода по-настоящему теплых дней, чтобы вырваться из тесных клеток городских квартир на волю - на природу, где свежий воздух, птицы поют и много работы. Но, как ни странно, труд этот в радость, хотя и тяжел для пожилых землеробов.
"Я уезжаю из дома до самых холодов, - рассказывает изобретатель Герман Грабор, - и дачной работы не боюсь, хотя, как у всех, спина побаливает и тяжелое поднимать врачи не рекомендовали". И показывает усовершенствованные орудия труда, ожидающие своего часа в гараже возле дома. Лопаты, вилы - чего, казалось бы, нового - они и сто, и двести лет назад такими были… Ан нет, Герман Анатольевич придумал нехитрые полезные приставки и в разы облегчил самому себе жизнь.
Друзья семьи уже обзавелись диковинными вилами с упором-подставкой, теперь совсем незнакомые люди звонят каждый день и просят сделать подобное для них. Но изобретатель вынужден отказывать - условий для массового производства нет, да и восьмой десяток, как ни крути, пошел - поздновато предпринимательством заниматься.
Грабор не раз обращался к чиновникам и мелким бизнесменам с просьбой проинвестировать открытие нехитрого, но полезного производства усовершенствованных лопат и вил, но безрезультатно. На тех, кто не захотел вникнуть в суть его просьб, равно как и изобретения, Герман Анатольевич не обижается. У него прекрасное чувство юмора, вот он и посмеивается, показывая ответ одного чиновника на его предложение послать строителям олимпийской деревни в Сочи штук сто лопат с его приспособлением и с ярким логотипом Воронежской области. Мол, пусть знают наших! Чиновник, не разобравшись, решил, что пенсионер предлагает убирать лопатами зимние сочинские улицы, и на полном серьезе отписал, что для этого есть спецтехника.
Родина термобигудей
Но и без инвентаря Герману Анатольевичу есть чем гордиться. На его счету десяток авторских свидетельств и нагрудный знак "Изобретатель СССР". Он 30 лет отслужил Отечеству на воронежском заводе, выпускающем радиодетали. Когда пришло распоряжение из главка о переходе на производство товаров народного потребления, его с коллегами отправили в Москву. В задачу входило посмотреть выставку лучших товаров и прикинуть, чем могут заняться заводчане.
Грабор приметил датские электробигуди. Их можно было нагревать, что делало завивку скорой и прочной. Но там, в импортной коробке, была вмонтирована спираль, и особая пластмасса выдерживала высокую температуру. А у нас такой пластмассы не было.
И тогда Грабор предложил просто кипятить бигуди в кастрюльке. Пластмассу заменили на алюминиевые корпуса для конденсаторов. В цилиндрик наливали воду, а потом его запаивали. Получилось отлично. Завод помимо госзаказа несколько десятилетий штамповал термобигуди "Турист", и они были самым приятным подарком женщинам. Их можно было брать в дорогу, на дачу, в поход.
А после Грабор их еще и усовершенствовал. Однажды вагон с продукцией где-то в Сибири попал в сильный мороз и замерзшая вода разорвала цилиндрики. Тогда он предложил вместо воды закачивать внутрь парафин. За вовремя сделанное рацпредложение Грабору даже премию выписали. Так и стал Воронеж еще и родиной термобигудей. Партии товара шли даже за рубеж. "Еще и сегодня можно встретить знакомые цилиндрики на рыночных развалах", - улыбается Герман Анатольевич.
Вездеход из коляски
В ту пору о Граборе охотно писали журналисты. Фотографировали разборную печку-буржуйку из тонкого металла, которую тоже можно брать с собой в машину в дальние поездки. После придумал, как сделать рукомойник из целлофанового пакета - вещь получилась незаменимой для геологов, изыскателей и всех, кто работает в полевых условиях.
Еще в молодые годы Герман Грабор из обычной инвалидной мотоколяски соорудил вездеход, в котором умещалось семь человек, и по снегу машина мчалась со скоростью 50 километров в час.
А в середине 80-х изобретатель принял участие в необычных гонках биотранспорта, устроенных энтузиастами на аллеях парка имени Горького в Москве. Грабор придумал и сделал удобный двухместный веломобиль. Он лихо раскатывал на трехколесном экипаже по улицам Воронежа. Прохожие останавливались полюбоваться, а знакомые просили прокатить.
Удобная поза водителя в устойчивом кресле, скорость не менее 35 километров в час, навес от дождя делали прогулку приятной. Такой веломобиль хорош для спорта, отдыха, реабилитации больных. Его можно уложить в разобранном виде в багажник машины, а на сборку-разборку достаточно 5-10 минут. Кстати, аналогичные веломобили - самый экономичный и экологически чистый транспорт - широко используются в азиатских мегаполисах.
Но судьба российских изобретений традиционна - они не востребованы никем. Заинтересовать могут лишь в том случае, если сам изобретатель хорошо оплатит этот интерес. А Герман Грабор сегодня - обычный российский пенсионер, умеющий для привычных вещей делать удобные и полезные для жизни приспособления.
Например, устройства, облегчающие работу домохозяйки в процессе консервирования. Проволочные кольца, плотно обхватывающие корпус трехлитровки, позволяют поднять и перенести тяжелую горячую банку без риска уронить ее. Пока "эксклюзивом" пользуется только жена изобретателя, хотя от приспособления не отказалась бы ни одна хозяйка.
Вот и подумалось: если собрать таких изобретателей, как Грабор, в особую группу и устроить "мозговой штурм" - сколько полезного могла бы получить отечественная промышленность! Но это уже из области ненаучной фантастики…