27.03.2008 04:40
    Поделиться

    На Среднем Урале будут обеспечивать малоимущих хлебом

    Неоднозначно воспринято на Среднем Урале подорожание хлеба и молочных продуктов.

    Как уже сообщала "РГ" на своей уральской странице, эти важнейшие продукты питания одномоментно стали здесь дороже на десять процентов. Разбираясь в причинах, региональные чиновники поспешили опровергнуть производителей продовольствия, которые вроде бы сослались на дороговизну энерготарифов. При этом в областном министерстве строительства и ЖКХ особо отметили, что нереально включать энергокомпании в соглашение о заморозке цен на продукты питания.

    Еще дальше пошли в региональной энергетической комиссии. Во-первых, обвинили пекарей в лукавстве. Во-вторых, их уличили в особом цинизме: они, мол, пользуются непреодолимой тягой нашего человека именно к хлебу. Так что в лице свердловских хлебопеков широкой общественности была явлена злонамеренность всех их коллег в регионах, где растут цены, а это происходит сегодня практически повсеместно.

    Согласитесь, обвинения более чем серьезные. Попытаемся разобраться. В прошлом году цены на зерно подпрыгнули вдвое. Вероятно, в этом скачке присутствовала и энергетическая составляющая. Свердловская область обеспечивает себя зерном, как известно, только на 20 процентов, речь идет о продуктовых сортах, фуражное не в счет. Другими словами, область живет за счет импорта из других регионов. Следовательно, на себестоимости булки отражаются транспортные расходы - как-никак, 300-400 рублей плюсом на тонну. Поэтому у наших соседей, челябинцев, хлеб в магазинах немного дешевле. Заморозка цен осенью прошлого года привела к тому, что рентабельность пищевых предприятий составила от одного до семи процентов - в лучшем случае. Можно сказать, что это критический порог прочности. Стоит ли в этих обстоятельствах упрекать пищевиков в какой-либо злонамеренности?

    - Конечно, энергетическая составляющая в булке хлеба играет не главную роль,- говорит генеральный директор хлебомакаронного комбината Владлен Фуфаров. - Но с нового года тарифы все-таки поднимались. Главным же образом сказался рост стоимости на муку и зерно. Благодаря нашему ассортименту, цена продукции у нас выросла в соответствии с инфляцией - не больше, чем в прежние годы, но надо признать, что рентабельность заметно снизилась. Пришлось сворачивать программы развития предприятия. Сегодня ищут виноватых, а надо делать выводы из сложившейся ситуации, увеличивать зерновые площади, чтобы такого провала не произошло в будущем. Есть компании, которые готовы пахать-сеять, но оформление документов на землю для многих - непреодолимый барьер. А дальнейший прессинг на пищевую и обрабатывающую промышленность может привести к ее полной деградации.

    Волевое закручивание гаек предприятиям местной промышленности, понятное дело, сказывается и на качестве продукции. Как признался один из технологов, даже добросовестные предприятия в пограничных условиях выживания вынуждены идти на всякого рода ухищрения, чтобы минимизировать расходы на продукты социальной группы. В результате добавок различных разрыхлителей булка теряет в весе, сохраняя прежний объем, в колбасу добавляется соя, в сливочное масло, мороженое - растительные ингредиенты. В конце концов на прилавки поступают эрзац-изделия. Очередной раз пищевики оказались самой уязвимой мишенью. Они несут ответственность в любом случае и за высокие цены, и за низкое качество.

    Надо сказать, другие регионы подали пример куда более умелого подхода к проблеме. В Приморье окоротили торговлю, у которой надбавки достигали 50 процентов. В центральной России воспользовались своевременно созданными зерновыми фондами, которые выступили в роли своеобразного буфера. Теперь там открывают так называемые социальные магазины. Не исключено, что придется вспомнить о старых добрых талонах для необеспеченных граждан. В Ингушетии задумались над решением льготного налогообложения, кредитования перерабатывающих предприятий. В некоторых регионах проводится зерновая интервенция.

    Как проинформировали корреспондента "РГ" в правительстве Свердловской области, у нас также имеется неснижаемый запас продовольственного зерна на месяц, но он никакой роли в ценообразовании не играет: объемы его невелики, и он находится в обороте. Сегодня муниципальным властям поручено подготовить списки малоимущих жителей. Власти договариваются с четырьмя крупнейшими мелькомбинатами об открытии торговых точек для реализации социального хлеба первого сорта смешанной валки. Предполагается, что производители добровольно-принудительно будут выпекать его и отпускать по себестоимости. А еще в проекте создание центра мониторинга цен, чтобы пресекать все попытки лукавства на корню.

    Мнение

    Маргарита Шипицына, руководитель ассоциации независимых хлебных товаропроизводителей Свердловской области:

    - Наверное, было бы справедливо все-таки заключать договоры о заморозке цен не только с переработчиками и торговлей, но и с предприятиями ЖКХ. Коммунальные услуги, стоимость аренды помещений опережают по затратам все остальные расходы. Многие мини-пекарни сегодня работают почти в убыток в единственной надежде на будущий урожай. Мы дали свои предложения в областное правительство, надеемся, что они будут рассмотрены самым внимательным образом.

    Поделиться