27.03.2008 04:24
Поделиться

Анна Чернышева: В Татарстане для исправления ситуации с ГМО необходимо разработать санкции, подобные западным

"Не содержит генетически модифицированных организмов" - колбаса, овощная смесь и даже соус с такой маркировкой для татарстанских магазинов не редкость.

Вот только увидеть эту надпись можно лишь на продовольствии, произведенном в Москве и Московской области. О том, как контролируют продукцию, содержащую ГМО, в Татарстане, мы беседуем с заместителем главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" Анной Чернышевой.

Нормы ГМО

Российская газета: Анна Валентиновна, давайте вначале определимся с терминами. Что такое ГМО?

Анна Чернышева: Генетически модифицированные организмы создаются методами генной инженерии - науки, которая позволяет вводить в генетический материал растения, животного или микроорганизма фрагмент ДНК из любого другого организма для придания ему определенных свойств. Например, томаты получили ген морозоустойчивости от арктической камбалы, картофель получил ген бактерии, чей яд смертелен для колорадского жука, рис получил ген человека, отвечающий за состав женского молока, который делает злак более питательным. Модификация придает культурам устойчивость к болезням, вредителям, пестицидам, неблагоприятным климатическим условиям, способствуя значительному увеличению урожайности, пищевой ценности.

На сегодня производство, оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов с применением ГМО и организация надзора за такой продукцией регламентируется 15 законодательными и нормативными документами. В них говорится о том, что производители обязаны честно информировать потребителей о том, что продукт содержит ГМО, если его количество превышает 0,9 процента. Если продукт содержит меньше ГМО, от производителя уже не требуется никакой маркировки. Да, правительство Москвы требует, чтобы наносилась маркировка "Не содержит ГМО" на каждую единицу товара. Но такое требование считается незаконным, потому что всеми госстандартами регламентировано требование информировать о содержании, а не об отсутствии ГМО в продукте.

РГ: В каких продуктах наиболее часто встречаются ГМО?

Чернышева: По данным лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ", это соевый белок, который используется при изготовлении мясной продукции, особенно мясных полуфабрикатов. Качественные исследования на наличие ГМО в нашей лаборатории проводятся с 2003 года, а в январе 2006 года специалисты лаборатории внедрили методики количественного определения ГМО в пищевых продуктах. За последние четыре года в лаборатории исследовано более 4000 образцов пищевых продуктов и продовольственного сырья. На основании этих данных можно сказать, что основной процент генетически модифицированных продуктов - это колбасные изделия, особенно изделия из рубленого мяса: фарш, пельмени.

Просто. Сытно. Безопасно?

РГ: Насколько безвредны продукты, содержащие генетически модифицированные организмы?

Чернышева: Это продукция нового поколения,  еще не изученная должным образом. Прямого отрицательного воздействия не выявлено. Но у санитарных врачей и медиков не было времени понять отсроченное действие этих препаратов. Я думаю, что по возможности лучше обойтись без ГМО. 

На испытания последствий употребления пищи, содержащей ГМО, скорее всего, потребуются десятилетия. И все же достоверно доказать, что рождение неполноценного ребенка связано именно с тем, что 10 лет назад родители принимали продукты, содержащие ГМО, никто не сможет. Ведь чтобы исследовать влияние чего-то нового на организм человека, необходимо создать идеальные условия для того, чтобы была какая-то опытная группа, которая питалась бы только ГМО, и контрольная группа, которая совсем не будет получать эти продукты питания. Но создать такие условия, при которых можно было бы получить достоверные результаты, трудно. Все факторы внешней среды у нас далеки от идеала: мы дышим достаточно загрязненным воздухом, пьем не всегда идеальную воду, хотя по своим качествам она, может быть, и соответствует нормативам и стандартам. Подчас наука находится не на том уровне, чтобы точно дифференцировать повреждающий фактор. И это во всем мире так…

Никто не доказал ни безопасность, ни опасность продуктов с ГМО, поэтому право использовать их - это личный выбор потребителя.

РГ: Однако производитель зачастую не заинтересован в размещении на упаковке информации об использовании ГМО. Как заставить его это сделать?

Чернышева: На мой взгляд, необходимо вести более серьезную работу с теми нечестными производителями, которые применяют ГМО и не указывают превышение порогового значения на маркировке. Так, за 2007 год мы провели столько же исследований на наличие ГМО, сколько за три предыдущих. И почувствовав столь пристальное внимание, производители уже боятся бесконтрольно использовать их. Удельный вес нестандартных проб у нас с каждым годом уменьшается: по сравнению с 2006 годом он снизился в 2 раза. 2 149 образцов пищевых продуктов было исследовано в Татарстане в 2007 году на присутствие ГМО. В 16 из них содержание ГМО превысило допустимые 0,9 процента.

Хотя вполне возможно, что продуктов с превышением норм ГМО больше. Продукция с превышением их содержания в основном завозимая, причем поступает она к нам с документами, в которых, как правило, говорится: ГМО не обнаружены. А согласно ФЗ №  134 "О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" с проверкой в магазин можно прийти не чаще одного раза в два года, если там не случается какого-либо ЧП.

Думаю, что для исправления ситуации нам необходимо разработать такие же санкции для производителей и торговых сетей, какие действуют на Западе. Там информация о недобросовестном производителе сразу приобретает широкую огласку. О нем громко заявляют, он чувствует себя изгоем, теряет контракты, магазины разрывают с ним отношения, отказываются реализовывать его продукцию.

Репка вместо манго

РГ: Итак, опасность использования ГМО на сегодня не доказана. Однако есть компоненты, вред которых сейчас уже никто не подвергает сомнению: химикаты, используемые для защиты обычных растений. Как обезопасить себя от них?

Чернышева: Например, приобретая только продукцию, выращенную и произведенную в нашей полосе. Мы ведь не можем знать, в каких условиях привезенные фрукты вырастили, транспортировали, чем их обрабатывали, чтобы сохранить товарный вид. Насколько глубоко эти элементы проникают через кожицу, возможно ли их устранить, просто вымыв фрукты, - пока что такими исследованиями никто серьезно не занимается.

И особенно внимательно нужно относиться к фруктам и овощам, поступающим из-за рубежа. При их выращивании используется масса достаточно токсичных пестицидов, которые необходимы для борьбы с вредителями, живущими в том климате. Но в России не проверяют продукцию на наличие этих пестицидов, потому что предельно допустимые концентрации (ПДК), методика проверки для них пока не разработаны.