Местные жители даже не подозревали, что в их домах "поселились" мигранты, получившие российское гражданство по подложным документам.
Прокурор Тамбовского района Олег Мамонтов обратился с заявлением в районный суд об отмене регистрации по месту жительства ряда граждан. Основанием для заявления стал приговор суда в отношении бывшей главы Селезневского сельсовета Зинаиды Баженовой. В конце прошлого года она признана виновной в превышении служебных полномочий и должностном подлоге.
Оформление подложных документов занимало несколько минут. Но разбирательство по делу о "фальшивом гражданстве" растянулось на несколько лет. Криминальная история "мигрантов с черного хода" тянется с 2005 года. Тогда российское гражданство в Тамбовском районе можно было получить без особых хлопот. Например, председатель сельсовета Баженова выдавала справки, подтверждающие, что гражданин Ш. с малолетства обитает в селе Селезни, живет по такому-то адресу. Хозяева дома, адрес которого указывался в листке регистрации, порой и не подозревали, что на их квадратных метрах зарегистрированы чужие люди. Но на основании этой справки гражданин сопредельного государства или лицо и вовсе без гражданства получали российский паспорт и растворялись на просторах России.
Весной 2005 года столичный РУБОП задержал бывшего гражданина Грузии, при котором был паспорт со штампом о регистрации все в тех же Селезнях. В тамошней домовой книге его имя не значилось, но в учетных документах сотрудники сельсовета пометили, что задержанный в день вступления в силу Федерального закона "О гражданстве в РФ" жил в Селезнях, что, как показала проверка, не соответствовало действительности. "Лишние люди" обнаруживались, когда ничего не ведающим местным домовладельцам стали поступать непомерно огромные счета за пользование газом – они выписывались и на мигрантов, которых местные власти своей волей определили к ним на "постой".
Суду не удалось установить, имела ли Баженова при этом корыстные интересы или способствовала росту населения России исключительно из патриотических побуждений. По некоторым сведениям, расценки на "поселение" в ту пору колебались от 1,5 тысячи рублей до 10 тысяч. Цена зависела от сложности оформления, от степени риска, но в любом случае гражданство обходилось недорого.
Такой же упрощенный метод регистрации мигрантов, в том числе и незаконных, практиковался и на территории Комсомольского сельсовета. "Комсомольское дело" еще находится в стадии судебного разбирательства, но известно, что "делопроизводство" там осуществлялось с адресными листками, изготовленными на ксероксе, а новоиспеченных российских граждан не только "селили" где придется, но и женили на умерших гражданках преклонного возраста.
Феномен "демографического взрыва" в населенных пунктах Тамбовского района исследовали сначала сотрудники ФСБ и миграционной службы, затем представители прокуратуры, суды. В отношении Баженовой уголовное дело было возбуждено еще в 2005 году. За ней числилось четыре десятка "выходов за пределы своих полномочий". Занимая пост председателя сельсовета с 1992 года, она отчетливо сознавала, что вносит в официальные документы заведомо ложные сведения. Оформление справок занимало у нее несколько минут. Не много времени уходило у "мигрантов с черного хода" и на получение российского паспорта. Зато уйма времени и средств уходит на поиски человеческих единиц, незаконно наделенных правами и обязанностями граждан России. Для защиты интересов государства прокурор Тамбовского района и направил в суд заявление о признании недействительной регистрацию граждан, попавших в страну с черного хода. Список к заявлению прилагается.
Между тем
В феврале районный суд вынес обвинительный приговор в отношении бывшего начальника отделения паспортно-визовой службы Сампурского РОВД Надежды Глуховой, признав ее виновной в превышении служебных полномочий. Она незаконно выдала паспорта четырем гражданам, не зарегистрированным на территории Сампурского района и не являвшимся гражданами России. Действия Глуховой суд квалифицировал по ч.1 ст. 286 Уголовного кодекса РФ и по совокупности совершенных преступлений приговорил ее к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.