Впервые в России к уголовной ответственности пытаются привлечь перевозчика, подвергающего опасности жизнь и здоровье пассажиров.
Транспортные инспекторы обратились в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении в отношении перевозчика из Таловского района уголовного дела по статье 238 "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Об этом случае и о том, как призвать к порядку нарушителей транспортного законодательства, мы попросили рассказать начальника воронежского управления Госавтодорнадзора Жозефа Еркнапешяна.
Российская газета: Жозеф Жораевич, какова предыстория вашего обращения в правоохранительные органы?
Жозеф Еркнапешян: Еще в 2006-м году мы выдали предпринимателю, предоставившему все необходимые документы, лицензию на пассажирские перевозки в Таловском районе. Однако спустя какое-то время он решил самовольно заняться извозом из Таловой в областной центр. Вот в один из таких "вояжей" предпринимателя и остановили сотрудники ГИБДД. И выяснилось, что у перевозчика нет путевого листа, нет лицензионной карточки и что перед выездом он не прошел медицинское освидетельствование. К тому же водитель не раз нарушал правила дорожного движения. Одним словом, регулярно занимался тем, что подвергал опасности здоровье и жизнь своих пассажиров. В ходе проверки все факты подтвердились, и мы обратились в арбитражный суд с ходатайством о привлечении предпринимателя к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований. Одновременно направили материал - "с целью предупреждения более тяжких последствий" - в следственный отдел Аннинского района о привлечении к уголовной ответственности на основании статьи 238 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет. Я надеюсь, что судебный прецедент состоится, и он в свою очередь послужит уроком для других перевозчиков, нарушающих транспортное законодательство.
РГ: Как часто в регионе происходят аварии с участием пассажирского транспорта?
Еркнапешян: В прошлом году таких ДТП было 18, что на четверть меньше, чем в 2006-м. Кстати, относительный показатель аварийности в регионе - около 35 на 10 тысяч автобусов - один из самых низких в стране. Считаю, что это напрямую связано с контролирующей работой. Сегодня ко всем перевозчикам - неважно, ИП это, коммерческая фирма или муниципальное предприятие - госинспекторы предъявляют одни и те же жесткие требования, касающиеся техобслуживания и ремонта транспорта, аттестации руководителей, режима труда водителей и так далее.
Да и инструменты административного воздействия стали более разнообразными. К примеру, если раньше пассажирский автобус или маршрутное такси попадали в аварию, то штрафам (три-четыре тысячи рублей) подвергались должностные лица, теперь же, помимо этого, штраф (причем в десять раз больший) платит юрлицо.
В прошлом году у нас произошло ДТП со смертельным исходом: водитель автобуса, принадлежащего Грибановскому автотранспортному предприятию, выехал на встречную полосу и столкнулся с легковым автомобилем, пассажир которого погиб. Инспекция добилась приостановления лицензии ПАПТ на 30 суток. Это достаточно жесткая мера: муниципальное предприятие, обслуживающее целый район, фактически не работало целый месяц.
В нынешнем году уже произошла авария с летальным исходом. Вы помните этот нашумевший случай: девочка садилась в автобус, а он в это время тронулся, ребенка протащило несколько метров по дороге. Мы ходатайствовали в арбитражный суд о приостановлении лицензии предприятия на 90 дней. Но, к сожалению, нам отказали - суд вынес решение о наказании в виде штрафа на 40 тысяч рублей. Я, кстати, не могу сказать, что это одно из худших транспортных предприятий: у компании есть собственная производственная база, свой подвижной состав и даже своя заправка.
РГ: Применяется ли такое наказание, как дисквалификация?
Еркнапешян: Это тоже сравнительно новый вид наказания. За последнее время инспекция направила в мировой суд семь материалов о дисквалификации должностных лиц или ИП: в законодательстве есть норма, запрещающая заниматься предпринимательством в транспортной сфере от полугода до трех лет. По двум из них уже принято положительное решение. Хочу сказать, что сегодня мы большое внимание уделяем работе инспекторов в судах. Каждый случай, когда суд по тем или иным причинам возвращает материал на доработку или принимает решение не в нашу пользу, становится предметом служебного расследования.
Кстати, в прошлом году мы добились конфискации автобуса у индивидуального предпринимателя из Борисоглебска, который грубо нарушал лицензионные правила, а потом, когда у него аннулировали лицензию, попытался работать без нее. Это - тоже прецедент.
РГ: В последнее время в Воронеже у водителей малогабаритных маршруток появилась новая "мода" - они набирают пассажиров раза в два больше, чем мест в салоне...
Еркнапешян: Да, к нам стали поступать такие сигналы. Причина на поверхности: на сегодняшний день в городе из 2,5 тысячи единиц подвижного состава, полторы тысячи - это "газели", около 900 ПАЗиков и только 200 большегрузных автобусов. И хотя мы каждый год говорим о необходимости оптимизировать маршрутную сеть, определить тип и количество подвижного состава, который должен работать на каждом конкретном маршруте (прежде всего исходя из интенсивности пассажиропотока), но воз и ныне там. Мэрия так и не объявила свою программу действий по решению транспортной проблемы. А проблема в том, что миллионный город не перевезти малогабаритными маршрутками. Хотя они и выгодны предпринимателям, потому что требуют меньше затрат и быстрее - в отличие от большегрузных автобусов - окупаются, вытесняя их таким образом. И сегодня мы с вами наблюдаем конечный результат этого процесса: люди стоят на остановке 10, 15, 20 минут, но вместо автобуса большой вместимости приезжает "газель", куда все и набиваются. Я очень надеюсь, что с приходом нового мэра на рынке пассажирских перевозок Воронежа все-таки будет наведен порядок.
РГ: Уже стало традицией, что по весне транспортная инспекция выносит предписание о закрытии для движения пассажирского транспорта нескольких улиц, поскольку по ним небезопасно возить людей.
Еркнапешян: Мы уже начали плановое обследование дорожной сети. Впрочем, и без обследования видно, что дороги разбиты. Хотя в последние два года ситуация понемногу начала меняться к лучшему: как вы знаете, из федерального и областного бюджетов были выделены существенные средства на ремонт магистралей. Результат не замедлил сказаться: если в 2006-м году плохие дорожные условия стали причиной 40 процентов ДТП, то в прошлом году этот показатель снизился до 27-ми.