В Тюменской области представительства многих вузов не имеют права учить студентов

Диплом о высшем образовании - мечта десятков тысяч сибиряков. Вузы сполна эксплуатируют этот спрос, они кровно заинтересованы в увеличении притока абитуриентов. Но, стремясь пополнить свои бюджеты, нередко идут на прямое нарушение закона.

Институт понижения квалификации

Где учиться - вопроса нет. На территории юга области действуют 13 самостоятельных заведений высшего профессионального образования, 19 филиалов, 20 представительств. Вузовской сетью охвачены малые города, многие райцентры. Реальная картинка: вышел молодой человек за порог дома, а через минуту уже в стенах какой-нибудь академии. Можно вообще не покидать дом - получать зачеты, переписываясь с преподавателями по интернету.

По словам Ольги Загвязинской, начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области, имеет в Тюмени свое представительство и Челябинский филиал Российского государственного торгово-экономического университета. В нем обучаются заочно свыше четырехсот жителей области. С ними проводят "выездные сессии" в том числе и два старших преподавателя из Тюмени. В помощь им приданы два специалиста плюс секретарь. В экзаменационных и зачетных ведомостях за декана факультета расписывается один из старших преподавателей. Выпуск студентов поставлен на поток. К защите дипломов готовятся 84 человека.

Знакомился ли кто-нибудь из них с лицензией уважаемого вуза? В ней, между прочим, ничего не сказано о ведении образовательной деятельности в Тюмени. Не случайно руководство филиала университета предпочло отмолчаться в ответ на просьбу предоставить документы о работе представительства. Его легальность под большим вопросом. После того как сотрудники прокуратуры области узнали подоплеку дела, они направили материалы проверки челябинским коллегам: принимайте, мол, меры.

Информацию схожего характера получил и прокурор Томской области. Тамошний госуниверситет систем управления и радиоэлектроники имеет в Тюмени структурное подразделение. Действует оно на основании положения о представительстве. Здесь один-единственный сотрудник. Согласно завизированной ректором доверенности на него возложена масса обязанностей - от организации набора студентов до проведения сессий. Около 200 учащихся - очники, заочники, а также те, кто проходит профессиональную переподготовку - в само представительство заглядывают крайне редко, а в Томск выезжают дважды за все время учебы. Ведь она построена по принципу дистанционного обучения. Ничего плохого в том нет. Однако, согласно приказу министерства образования РФ, при очной форме обучения "дистанцию" можно держать исключительно с базовым вузом либо его филиалом. Представительство же вообще не обладает полномочиями на ведение образовательного процесса, в том числе и виртуальным способом. Об этом говорит статья 55 Гражданского кодекса.

Но представительства расплодились в невиданном количестве. У Тюменской государственной сельскохозяйственной академии их  14, причем два из них - в Кургане и Свердловской области - не внесены в устав. Общее число обучающихся в них свыше полутора тысяч. Так, не выезжая из села Ярково, можно сдать и вступительные экзамены, и получить диплом. Вне зависимости от условий и качества обучения плата одинакова. В селе Исетском, по свидетельству студентов, расписание занятий далеко не всегда соблюдается: они то отменяются, то заменяются. И еще один факт. Чтобы, видимо, не отказывать всем желающим в получении "академического" образования, вуз превысил регламентированную лицензией численность обучающихся более чем на триста человек.

- Генпрокуратура уже вносила в Рособрнадзор представление, в котором прямо поставила вопрос о недопустимости осуществления преподавательского процесса представительствами. Как видим, нарушения продолжаются. В том числе и потому, что контроль за деятельностью федеральных и негосударственных вузов находится вне компетенции областного департамента образования и науки. На наш взгляд, на региональном уровне необходимо иметь надзорный государственный орган в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, - говорит Ольга Загвязинская.

В тесноте и в обиде

Студентов много - десятки тысяч. Аудиторий, просторных, оснащенных всем необходимым, не хватает. Вузы выходят из ситуации стандартно - арендуют более-менее подходящие для занятий помещения. Иногда, ради экономии средств, - без оформления договора. Таким образом упомянутый выше университет из Томска разместил представительство в одной из школ Ишима. Сельскохозяйственная академия сняла в Исетской школе № 1 четыре кабинета, честно оформив документы. Но плата за аренду поступала не в бюджет муниципалитета, а на счет школы. Помимо того, ее учредитель не провел экспертизу на предмет соблюдения прав детей. При этом та же академия сдавала в Тюмени площади, находящиеся в оперативном управлении, в аренду торговцам, парикмахерам, коммерсантам - без согласования с Росимуществом, без проведения конкурсов.

Ишимский филиал Тюменского госуниверситета слишком тесен. Для соответствия нормативам не хватает свыше десяти тысяч квадратных метров.

Повсеместно арендодатели и собственники учебных помещений, общежитий игнорируют санитарные нормы и правила пожарной безопасности. Зато нередко вузы вводят оригинальные правила внутреннего пользования, не сообразующиеся с законодательством. В общежитиях медицинской академии (в которых, кстати, при наличии большой очереди студентов живет 19 "чужаков") в стоимость платы за проживание включили дополнительные услуги. В институте мировой экономики, управления и права к каждому койко-месту "пристегнули" ремонт бытовой техники, текущий ремонт здания, подключение к интернету, покрытие текущих расходов. Всего на сумму 11150 рублей в год. Хотя законодательство допускает взимать в месяц за проживание не более 45 рублей. Скопом, понятно, брать деньги проще, но добавочные услуги требуют заключения отдельных договоров.

В архитектурно-строительном университете для впервые заселяющихся в общежитие установили трехмесячный испытательный срок. Начальник юридического института МВД РФ своим приказом запретил курсантам и слушателям подъезжать к вузу на личном автомобиле и парковать его вблизи здания. В Тобольском филиале Московского государственного университета технологий и управления в правила внутреннего распорядка включили дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, лишения месячной стипендии. В филиале Уральской академии государственной службы, архитектурно-строительном университете нерадивых абонентов отлучали от библиотек. В последнем, например, сроком от одного семестра до одного года. Всю эту самодеятельность пришлось опротестовывать прокурорам.

Возникли вопросы и по оплате за обучение. В представительстве московской автономной некоммерческой организации "Институт индустрии моды" гуляют два бланка платежной квитанции: "Целевой взнос за обучение" и "Благотворительные пожертвования на укрепление МТБ НАНОО ИИМ". (В аббревиатуре - полное название института.) В Тюменской государственной медицинской академии Росздрава в договоре на оказание услуг подготовки специалиста не урегулирован порядок, способ и сроки сообщения информации о прохождении практики, стоимости расходов на прохождение выездных практик. Закреплено положение о том, что при расторжении договора по вине потребителя исполнитель не возвращает неистраченные на оказание образовательных услуг денежные средства. Что прямо ущемляет права потребителя, в качестве которого в данном случае выступает студент.

- В ходе комплексной прокурорской проверки вузов поступило немало сообщений о нарушениях по "горячим" телефонным линиям. Непосредственное общение моих коллег со студентами помогло полнее выявить картину происходящего. Что сделали прокуроры? Опротестовали 24 незаконных правовых акта, внесли 19 представлений, возбудили 16 дел об административных правонарушениях и одно уголовное, в суды направлено 10 исков, - подытоживает Ольга Загвязинская. - На коллегии с участием ректоров вузов состоялся нелицеприятный разговор. Это полезный урок для руководителей учебных заведений. Мы непременно вернемся к результатам проверки, посмотрим, что изменилось.

Компетентно

Николай Карнаухов, председатель совета ректоров вузов Тюменской области:

- На мой взгляд, позиция прокуратуры и Рособрнадзора верная. Те, кто пошли на открытие представительств с организацией в них учебного процесса, не только обошли право, они, по сути, обманули абитуриентов. Выход в расширении сети филиалов. И не принципиально важно, где они базируются, - хоть в захудалой деревне. Главное, лицензировать эту деятельность, создать все условия для качественного обучения. А это квалифицированные преподаватели, современные учебные пособия, нормальные помещения, библиотека.

Что касается студентов, "приписанных" к представительствам, то их необходимо переводить в базовые учреждения вузов и филиалы. Бросать ребят, конечно, нельзя.