Пять месяцев подземного затворничества закончились для семи женщин из числа сектантов, окопавшихся в землянке в Пензенской области. Они вышли на поверхность в пятницу вечером, когда этого никто не ожидал.
Семь фигур в темных платках и длинных одеждах, словно тени, двигались по краю оврага. Они несли пакеты с пожитками, а одна из них прижимала к груди какое-то крошечное существо.
- Ребенок! - решили немногочисленные очевидцы, наблюдающие за происходящим с противоположного склона оврага.
Но позже выяснилось, что это была кошка. Выходя из пещеры, хозяйка заботливо захватила любимицу с собой.
Весь день накануне спасатели и местные власти вели переговоры с сектантами. Поводом для этого послужило очередное крупное обрушение пещеры, где находились люди. Паводок все-таки внес поправки в планы сектантов. В ночь на 28 марта треть их укрытия оказалась разрушенной в результате смещения грунта. Как сообщают официальные лица из межведомственной группы, осуществляющей контроль за ситуацией, некоторые из сектантов восприняли это обрушение как знак Всевышнего о прекращении затвора. Поэтому первые семь женщин и поднялись на поверхность не без помощи спасателей.
Однако есть и вторая версия, неофициальная. Среди тех, кто ведет круглосуточное наблюдение за пещерой, поговаривают, что после обвала женщины оказались отрезанными от остальной группы затворников, поэтому им некуда было деваться. Пришлось подниматься на поверхность. Правда, перед тем, как это сделать, гражданки выдвинули несколько условий.
Во-первых, никаких журналистов. С представителями СМИ они категорически отказываются общаться и готовы впредь терпеть присутствие милицейского наряда, лишь бы близко к ним не приближались посторонние. Во-вторых, женщины заявили, что смогут продолжить затвор в доме Петра Кузнецова, если он будет жить с ними.
Эта просьба потребовала вмешательства Следственного комитета при прокуратуре РФ. После длительных согласований идейного наставника сектантов, который с ноября прошлого года находился в пензенской психиатрической больнице, отпустили домой. Теперь он, семь женщин и один из переговорщиков находятся в доме с крестами на окраине села.
Корреспонденту "РГ" удалось первому из журналистов встретиться с переговорщиком, который все это время общался с сектантами и сейчас остается с ними под одной крышей. В интересах дела его имя не разглашается.
Как рассказал собеседник "РГ", в доме Петра Кузнецова условия спартанские. Электричества нет - сектанты обрезали провода еще несколько лет назад. Зато в отличие от землянки здесь есть печь. Местные жители передали отшельникам молоко, хлеб и ведро картошки. Затворницы быстренько сварили постные щи из кислой капусты. Из подпола достали банку грибов, припасенных с осени. И заварили чай на травах и шиповнике.
Со слов переговорщика, после возвращения женщины всю ночь не сомкнули глаз. Они провели ее в молитвах перед привычным мерцанием восковой свечи.
- У этих людей в душе смятение. Они не уверены, правильно ли поступают. Некоторые из них готовы хоть сейчас вернуться в пещеру, поэтому мы не можем оставить их, - сказал переговорщик.
Имена женщин, которые поднялись на поверхность, пока уточняются. Удалось лишь узнать, что среди них одна гражданка Белоруссии, остальные - россиянки. Они из разных уголков страны: из Ставрополя, Анапы, Ленинградской и Ивановской областей. Среди них нет тех, кто ушел под землю вместе с детьми. Поэтому неудивительно, что несовершеннолетние остались в пещере вместе со своими родителями.
Наутро отшельники встречали гостей - к ним в дом приехала пожилая мать Петра Кузнецова. Женщина едва держалась на ногах, лицо ее было воспаленным от слез. Она единственная, кого сектанты пустили внутрь.
Вскоре представитель властей, Петр Кузнецов и две сектантки вновь отправились к оврагу, чтобы уговорить братьев по вере выйти из опасной пещеры и продолжить затвор на поверхности. Для этого власти готовы предоставить им помимо жилища Петра Кузнецова еще два пустующих дома под охраной. Либо вертолетом перебросить всех вместе в один из пензенских санаториев.
По официальным данным, еще одна группа из пяти затворников, среди которых и мать с грудным ребенком, готова выйти на поверхность. Однако ни в субботу, ни в воскресенье добиться каких-то видимых результатов не удалось.
- Переговоры идут очень тяжело, - признается тот, кто их ведет. - В ответ на конкретное предложение звучат цитаты из священных книг, которые трудно трактовать. Вопросы веры для затворников важнее бытовых неурядиц и даже смертельной угрозы. Но мы надеемся, что они все-таки примут разумное решение.
Под землей остаются четверо детей и, предположительно, 24 взрослых. Также с ними находятся кошка и попугай. Люди перебрались в безопасную часть пещеры, которая расположена под зарослями кустарника и деревьев. Корни препятствуют разрушению грунта. Поэтому здесь люди могут чувствовать себя в относительной безопасности. Запасов продуктов им хватит еще как минимум на два месяца.
По словам официальных лиц, среди сектантов существует два неформальных лидера - Василий Прокофьев и Виталий Недогон. Они упорствуют в намерении оставаться под землей, но не будут препятствовать тем, кто примет иное решение. Как и прежде власти Пензенской области заверяют, что никаких иных методов, помимо переговоров, применяться не будет.
Олег Мельниченко, вице-губернатор Пензенской области:
- Эти люди не преступники, они не совершили ничего противозаконного. Поэтому мы и дальше готовы идти им навстречу, тем более что их просьбы не выходят за рамки разумного. Например, женщины, поднявшиеся на поверхность, попросили корову, чтобы можно было получать молоко. Мы выполняем эту просьбу. Где и как мы ее найдем, это уже наши проблемы.
За все время переговоров с затворниками потрачено немало средств по различным ведомствам и бюджетным строкам расходов. Общая сумма может составить около миллиона рублей или даже больше. Но если бы не прилагаемые нами усилия, возможно, под землей живых бы уже не было.
Сейчас мы откопали лаз, через который выбрались первые семь женщин, чтобы за ними могли последовать остальные. Спасатели углубляют канавы для отвода воды от землянки. Осыпь грунта продолжается, но реальная угроза жизни затворников миновала. Дети живы и здоровы, мы разговаривали с ними.
Подозреваю, что не вся внутренняя жизнь сектантов открыта для нас, а лишь малая толика. Однако атмосфера в пещере миролюбивая. Заявлений о самоубийстве не поступает, нет речи ни о взрыве, ни о поджоге.
Петр Кузнецов активно участвует в переговорах. Он прошел медицинское лечение и в настоящий момент не получает никаких препаратов. Его нахождение рядом с затворниками не представляется опасным.
К участию в процессе переговоров также привлечены дополнительно консультанты-психологи. По идеологическим соображениям затворники исключают контакты с представителями пензенской епархии Русской православной церкви.