В ходе проверки финансовой безопасности страны правоохранительными органами возбуждено уголовное дело по факту деятельности некой фирмы "И-Сток" (E-Stock).
Чтобы понять, на какую глыбу замахнулись следователи, достаточно сказать, что компания "И-Сток" - дочерняя структура крупнейшей биржи страны ММВБ.
Дело родилось в недрах УВД по Центральному административному округу Москвы. "И-Сток" - это так называемая IT-компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения. Следователи усмотрели в деятельности компании незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), что на первый взгляд странно, ведь компания работает на рынке с 2001 года и выпускает не компьютерные игрушки для подростков, а занимается разработкой высокотехнологичных продуктов для финансового сектора.
С чем же связано, что такую серьезную структуру пытаются привлечь к ответственности по статье, которую обычно применяют к мелким бутлегерам, разливающим в квартирных условиях паленую водку, или к браконьерам, незаконно фасующим икру?
Официальные лица пока не спешат давать публичные комментарии и вообще афишировать наличие этого уголовного дела, что неудивительно, ведь его возбуждение безусловно ставит под сомнение деловую репутацию руководителей ММВБ, представители которого управляют компанией "И-Сток".
Очень сомнительно, чтобы правоохранительные органы решились ущипнуть крупных финасовых тузов из-за мелких огрехов, ведь ущерб даже от мелкого скандала для биржи может быть огромным. Деньги, как известно, любят тишину. Не исключено, что интерес правоохранительных органов к ММВБ и ее дочерним структурам не сиюминутный, а дело возбудили по тем признакам преступления, которые легче и быстрее всего удалось выявить.
Еще в прошлом году директор по связям с общественностью группы ММВБ Алексей Герасюк признавал, что в одной из IT- компаний группы имела место проверка, правда, с чем она была связана, Герасюк тогда не уточнил.
Теперь, когда имя этой компании известно, в силовых ведомствах на условиях анонимности корреспонденту "РГ" сообщили, что, возможно, возбужденное дело в отношении различных биржевых структур, связанных с ММВБ, не последнее. Что же так волнует оперативников?
Специалисты, знакомые с деятельностью отечественных финансовых структур, обычно обращают внимание на факты многочисленных технических сбоев на ММВБ, которые с пугающей регулярностью происходили и, что самое неприятное, продолжают происходить на бирже.
Речь вот о чем. Группа ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) обеспечивает функционирование всех биржевых рынков в стране. В сферу ее интегрированной инфраструктуры входят фондовый рынок, рынок государственных ценных бумаг, денежный рынок, валютный рынок, товарный рынок, которые в свою очередь обеспечивают рыночное ценообразование на фондовые, валютные и товарные активы. При этом организованные торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами осуществляются исключительно группой ММВБ. Доля Фондовой биржи ММВБ на биржевом внутреннем рынке в январе-марте 2007 года достигла 98 процентов. А это означает, что по своему значению, масштабам и объемам проводимых операций группа ММВБ в экономике России играет роль, сравнимую с ролью национальной платежной системы. А значит, какое-либо нарушение в деятельности группы ММВБ сравнимо по своим последствиям с нарушениями в деятельности национальной платежной системы.
И такие нарушения, как ни странно, случались уже не раз. Причем сами сбои не были секретом ни для кого, да и невозможно было скрыть эти случаи, поскольку убытки каждый раз оказывались колоссальными. О сбоях писали практически все серьезные издания, правда, всякий раз тон публикаций все же не поднимался до обобщений.
Один из первых сбоев произошел на бирже весной прошлого года. Тогда объем торгов сделок на фондовом рынке превысил статистический параметр. В результате сбоя брокеры некоторое время получали подтверждение операций, которых не было. Тогда ошибку списали как раз на увеличение объемов торгов. Правда, уже тогда прозвучали отдельные голоса о том, что объем торгов не имеет никакого отношения к нагрузке. Это все равно что утверждать, что калькулятор сломался, потому что он сложил не два на два, а двадцать на двадцать.
Но сбои стали повторяться. Например, 12 апреля прошлого года в результате аналогичной ошибки американский доллар в системе валютных торгов целых 28 минут стоил 14 рублей. В дальнейшем в течение десяти дней деятельность биржи трижды оказывалась парализована. Сбой 20 апреля 2007 года на торгах, как написали тогда газеты, составил уже два часа и обернулся для многих инвесторов не только простоем, но и убытками. Аналитики оценили объем ложных сделок в полтора миллиарда рублей.
Но и в те дни руководители биржи все списали на необычно высокие объемы торгов и скачки напряжения. Но официальный представитель Московской городской электросетевой компании Светлана Бекетова пару дней спустя фактически опровергла это заявление, сказав, что выездная бригада электриков никаких нарушений в сетях не обнаружила. А президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов заявил, что три сбоя подряд не могут быть совпадением. Однако через месяц очередной сбой на бирже фактически обнулил значение объемов сделок за день.
Сбой 19 апреля 2007 года, когда отключился основной и резервный вычислительный центр ММВБ, представители биржи объяснили тем, что возникли проблемы у провайдера. Но вот вопрос, а почему оборудование биржи оказалось подключено всего к одному провайдеру?
Впоследствии официальный представитель биржи Николай Егоров заявил, что сбои можно объяснить скачками напряжения. Но это оправдание кажется по крайней мере странным для столь солидной структуры.
Как правило, на биржах устанавливаются два устройства бесперебойного питания, так называемые УБП. Они предохраняют компьютеры от множественных бросков напряжения. При этом если напряжение в сети падает, то УБП переходит на батареи и подает сигнал на включение дизель-генератора. Если дизель не запустился, устройство продолжает работать на батареях и подает сигнал к остановке всех жизненно важных систем, чтобы предотвратить риск потери информации. Наверняка уровень энергетической безопасности на ММВБ не уступает зарубежным аналогам.
Но если не скачки напряжения, то что же или кто повинен в сбоях? На этот вопрос на днях уже более аргументированно попытался дать ответ директор департамента развития торговых систем ММВБ Александр Шляппо. После того как 27 февраля уже этого года произошел очередной сбой и остановка торгов на 45 минут заставила серьезно понервничать трейдеров, Шляппо заявил, что, по его мнению, виноваты роботы. Роботами на бирже называют торговые компьютерные программы, которые подают заявки. Сейчас на ММВБ якобы завершается разработка системы, которая должна вычислять роботов-спамеров, засоряющих холостыми заявками систему биржи.
Но в таком случае возникает логичный вопрос, какая же система безопасности действует до сих пор на крупнейшей бирже страны, если ее деятельность можно столь легко нарушить? И еще один вопрос, могли ли факты сбоев и внимание правоохранительных органов к компании "И-Сток", которая как раз и отвечает за разработку компьютерных программ, быть как-то связаны друг с другом?
Пока на эти вопросы нет однозначного ответа. Что покажет расследование, пока неясно, потому что уголовному делу в отношении "И-Стока" от роду всего ничего, а само расследование может оказаться длительным и сложным. Но сенсационно уже то, что следователи отважились на такой решительный шаг. Это уголовное дело - первое в отношении структур ММВБ, и, как указано в постановлении о возбуждении дела, следователи усматривают криминал в действиях компании, когда она какое-то время работала без лицензии. Именно поэтому дело возбуждено по такой на первый взгляд странной статье, как незаконное предпринимательство.
Но этот первоначальный повод, послуживший причиной для возбуждения дела, учитывая многочисленные факты технических сбоев, может оказаться лишь трамплином для гораздо более серьезного расследования.
Ведь технические сбои - не просто мелкие неприятности для биржевых игроков. Речь по сути идет о финансовой безопасности страны. Хотя отечественные политики и чиновники разного ранга не раз заявляли, что дефолт нам не грозит, а солидный Стабфонд - надежная гарантия от всяких потрясений, те, кто, так сказать, по долгу службы занимается вопросами экономической безопасности в стране, опасаются, что наша финансовая система не настолько уж защищена и сбои на крупнейших финансовых площадках страны тому яркое подтверждение. А раз система сбоит, то что-то в ней не так.
Известный финансовый аналитик Олег Вьюгин по этому поводу высказался очень жестко: "...Участники капитала бирж ощущают необходимость перемен корпоративной структуры и самого духа корпоративного управления бирж, без которых отставание отечественной фондовой инфраструктуры от мирового уровня продолжится вплоть до ситуации, когда все российские акции будут торговаться в Лондоне, а в худшем - в Варшаве".