Госдума завершает работу над законопроектом, который должен защитить национальные интересы России и не допустить влияния иностранного капитала на те отрасли, от которых зависит безопасность нашего государства и его граждан: "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации".
Депутаты патриотично рассудили, что слишком широкое распространение в России популярного в последнее время принципа "Кто платит, тот и заказывает музыку" может привести к большим потерям, не только экономическим, но и идеологическим, и всяким другим. И решили ограничить возможность иностранцев "заказывать музыку", поставив под строгий государственный контроль все сделки, благодаря которым иностранные инвесторы могли бы приобрести контрольный пакет акций тех предприятий, которые в России считаются стратегическими. Подготовленный правительством в соответствии с Посланием президента России Федеральному Собранию от 2005 года проект закона - в повестке первого апрельского пленарного заседания. В среду, 2 апреля, депутаты предполагают рассмотреть его в окончательном, третьем чтении.
Как пояснил председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, в законопроекте отмечены 42 вида деятельности, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законодатели определили условия, при которых иностранные инвестиции в хозяйственные общества, связанные со стратегическими видами деятельности, должны совершаться только с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного российским правительством, и на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Но и уточнили, как можно обжаловать решение об отказе в согласовании сделки.
Принятие законопроекта позволит, по словам Шаккума, с одной стороны, обеспечить защиту национальных интересов Российской Федерации, с другой - создаст условия для формирования предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.
Согласно законопроекту иностранная компания, которая намерена приобрести более 50 процентов акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, должна обратиться за разрешением на сделку в соответствующий орган. Если в компании-инвесторе есть доля иностранного государства, то согласовывать надо покупку более 25 процентов акций. Окончательное решение может быть принято через три, максимум через шесть месяцев.
О необходимости принять такой закон во властных кругах заговорили давно. Однако до сегодняшнего времени никаких реальных шагов в этом направлении не делалось. Конечно, существуют ограничения, но они сильно размыты по отраслевым законам. Так, законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что иностранное лицо может владеть авиационным предприятием не более чем на 25 процентов. И все же формально не определены "ограждения" на иностранные инвестиции в стратегические сектора.
Как и полагается, российские чиновники бросили взгляд на развитые страны. А там в последнее время накатывает новая волна протекционизма рынка от иностранных инвестиций. Страны пытаются защищать свои компании, прежде всего инфраструктурные, включая финансовый рынок, от скупки со стороны китайских, арабских компаний, особенно - со стороны иностранных государственных фондов.
И в этом развитым государствам не помогает даже формальный закон. Так, в США имели место случаи, когда формально согласовывались сделки, от которых в итоге инвесторам пришлось отказаться под политическим давлением. К примеру, подобный инцидент произошел с приобретением в 2006 году морского контейнерного терминала в городе Ньюварк компанией из ОАЭ. Поэтому Штаты в прошлом году приняли ужесточающие поправки в законодательство о регулировании иностранных инвестиций.
Россия же сегодня, напротив, по уверению высокопоставленных сановников, готова продемонстрировать свою максимальную открытость для зарубежных инвесторов. Но на практике последние все равно получают неформальные согласования инвестиций от нескольких органов исполнительной власти (правительство, министерства, администрация президента) в те отрасли, где формально ограничений нет.
В Послании к Федеральному Собранию в 2005 году президент России Владимир Путин поставил задачу четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России требуют защиты и контроля со стороны национального капитала. Имелись в виду "некоторые объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, месторождения полезных ископаемых, имеющие стратегическое значение для будущего страны, для будущих поколений россиян, а также инфраструктурные монополии". По словам президента, "инвесторам не нужны загадки и шарады".
Для этого был подготовлен законопроект. В нем установлен закрытый перечень отраслей, в которых получение контроля со стороны иностранных компаний подлежит согласованию. Всего - 42 отрасли, большая часть из которых напрямую связана с оборонным комплексом. Среди них - ядерная отрасль, производство и продажа оружия, шифрование, деятельность по обеспечению авиационной безопасности. В списке оказались космическая деятельность, геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения и рыболовство.
Осуществление теле- и радиовещания также подпадает под действие законопроекта, однако в нем оговаривается, что к стратегическим будут относиться только теле- и радиовещательные компании, работающие на территории, в пределах которой проживает половина или более численности населения субъекта РФ. Кроме этого, стратегическим, согласно поправкам, является хозяйствующий субъект полиграфической деятельности, если он способен обеспечить печать не менее 200 миллионов листов оттисков в месяц. Законопроект ограничит доступ иностранных инвесторов к издательствам и редакциям периодических изданий, продукция которых выпускается тиражом отдельного номера не менее одного миллиона экземпляров.
"Этот критерий сужает поле регулирования законопроекта", - заявил Шаккум, отметив, что ограничение на участие иностранного капитала в национальных СМИ существует в большинстве развитых стран мира. Оно, как правило, установлено в форме максимальной доли иностранных акционеров в капитале компаний-вещателей и ограничения того, кто может быть держателем лицензии на вещание.
В проекте федерального закона говорится, как именно можно получить разрешение на приобретение иностранцами контроля на предприятиях из списка. Для каждого этапа процедуры установлен срок. Окончательное решение о согласовании или несогласовании сделок принимает специальная комиссия, возглавляемая премьер-министром.
Помимо этого закон расскажет инвесторам, что такое иностранный контроль. В общем случае это владение более чем 50 процентов акций. А для предприятий, занимающихся добычей недр, - 10 процентами. Изменилось и определение "иностранные инвесторы", под него подпадут российские предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесторов.
Иностранным госкомпаниям запретят приобретать контрольный пакет, а покупка более чем 25 процентов акций (для недр - 5 процентов) потребует согласования. Если осуществляется сделка, которая к контролю не приводит, то никаких согласований не нужно. Сделки по покупке российских предприятий вне установленного списка никаким согласованиям (кроме антимонопольных) не подлежат. На уже совершенные сделки закон не распространится, но о владении более 5 процентов акций стратегической компании необходимо будет уведомить власти.
Таким образом, уверены парламентарии, новый федеральный закон установит четкие и максимально формализованные правила игры для иностранных инвесторов и положит конец практики неформальных согласований.