Минэкономразвития готовит новые правила конкурсов на госзакупки

В этом году минэкономразвития планирует завершить подготовку нормативных правовых актов правительства РФ, предусмотренных законом о госзакупках. Как пояснила заместитель министра минэкономразвития Анна Попова, сейчас в первоочередных задачах стоят согласования и выпуск постановления правительства РФ о порядке оценки заявок на участие в конкурсе.

В отсутствие данного документа, по словам Поповой, сегодня недобросовестные государственные и муниципальные заказчики зачастую злоупотребляют правами, предоставленными им в переходных положениях закона в части самостоятельного установления порядка оценки заявок на участие в конкурсе. В ход идут самые различные методики выбора якобы лучших условий исполнения контрактов, но на самом деле слабовяжущиеся с основными принципами размещения государственных заказов эффективность и прозрачность, пояснила замминистра. В министерстве уверены, что в основе методологии отбора лучших условий исполнения контрактов должна лежать экономика сделки, то есть денежный расчет дополнительного эффекта или убытка от закупки на тех или иных условиях.

Помимо этого планируется утверждение постановлением правительства РФ порядка размещения заказов на поставки биржевых товаров для государ-ственных и муниципальных нужд на товарных биржах.

В соответствии с которым государственные и муниципальные заказчики могут осуществлять размещение заказов для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах путем проведения электронных аукционов и придания товарным биржам в рамках госзаказа статуса электронных площадок для проведения электронных аукционов.

В контексте данного вопроса минэкономразвития в этом году собирается провести отбор электронных площадок и расширить практику применения электронных аукционов, в том числе путем снятия порогового ограничения в 1 миллион рублей.

Также, по словам Поповой, продолжается работа над законопроектом, в котором регулируются процедуры размещения заказов субъектами естественных монополий. Предполагается, что в нем будут применены процедуры размещения заказов, аналогичные установленным в законодательстве о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, минэкономразвития совместно с антимонопольным ведомством продолжает работу по совершенствованию законодательства о размещении заказов. В целом, считают в министерстве, реформа госзаказа завершена, однако еще требуется шлифовка отдельных норм, урегулирование некоторых отраслевых особенностей. Например, с одной стороны, в законе установлена обязанность заказчиков (если цена контракта выше 50 миллионов рублей) устанавливать обеспечение исполнения контракта, что позволяет защитить их от недобросовестных поставщиков. С другой стороны, если контракт долгосрочный и крупный, для предпринимателей такие требования достаточно обременительны. Видимо, считает замминистра, необходимо будет найти "золотую середину", которая позволит учесть все интересы и заказчиков, и поставщиков, например возможность частичного погашения обеспечения за выполненные работы.

Здесь, конечно, г-жа Попова отметила, что министерство рассчитывает на помощь заказчиков и поставщиков, чьи предложения помогают выявить различные проблемы, которые возникают на практике. Главное, пообещала замминистра, мы сохраним основной вектор закона. Желания отдельных органов внести в закон изменения, которые полностью перечеркивают основную идею и цель закона, мы не поддерживаем, отметила Попова. Минэкономразвития и в дальнейшем будет руководствоваться, во-первых, повышением открытости нашей экономики, и закон важное тому подтверждение. Второе, по словам Поповой, "мы пытаемся нормами, сформулированными в законе, добиться сокращения бюджетных расходов и их экономии".