Новости

01.04.2008 04:00
Рубрика: Экономика

Без инициатив

Налоговые предложения минфина разошлись с поручением президента и правительства

"Основные направления налоговой политики" на ближайшие три года, наконец внесенные министерством финансов в правительство, оказались без налоговых инициатив.

Тем не менее бюджетная комиссия одобрила документ, но 20 апреля минфин должен внести в правительство окончательный вариант.

- Не все налоговые новации, предложенные минфином, учитывают предложения власти и бизнес-сообщества, - мягко заметил премьер-министр Виктор Зубков, открывая заседание давно переносимой Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

Но это, действительно, было мягко сказано, ведь, как констатировал аппарат правительства, прорабатывая документы финансового ведомства, ряд поручений президента, правительства, минобрнауки, минэкономразвития, минсельхоза не учтены. Равно как и предложение президента обратить внимание на необходимость установления единой и максимально низкой ставки НДС. "По вопросам совершенствования единого социального налога (ЕСН) и снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) целесообразно дать отдельные поручения по представлению соответствующих предложений", - в очередной раз констатировал аппарат правительства.

На это, правда, у вице-премьера Алексея Кудрина уже есть ответ: окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года. Поэтому в "Основных направлениях..." лишь глава о совершенствовании НДС.

"Если будет принято решение о снижении до 12 процентов с 2010 года, а не с 2009-го до 10 процентов, как мы настаиваем, то считаем, что это возможно как компромиссный вариант, - заметил замруководителя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. - Но при этом будем настаивать на том, чтобы соответствующие изменения нашли свое законодательное закрепление уже в 2008 году".

На самом деле до 2010 года минфин предполагает сделать не так много, как от него ждали. А оценку изменения доходов бюджетной системы финансовому ведомству удалось сделать лишь по пяти пунктам, несмотря на то, что именно за отсутствие оценки по снижению НДС и критиковали они экономистов.

Во-первых, в связи с увеличением предельного размера дохода с 20 тысяч до 40 тысяч рублей, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в 400 рублей, уменьшение доходов бюджета составит 8,6 миллиарда рублей. Во-вторых, увеличение стандартного налогового вычета на каждого ребенка с 600 до 800 рублей без ограничения суммы дохода, при котором налогоплательщики вправе воспользоваться данным налоговым вычетом, доходы бюджета снизятся еще на 32,2 миллиарда рублей. В-третьих, потери бюджетной системы по налогу на прибыль организаций в результате увеличения размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, оцениваются в 14,6 миллиарда рублей. При этом федеральный бюджет недосчитается 4 миллиардов рублей.

И, наконец, уменьшение поступлений налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в случае повышения необлагаемой минимальной цены с 9 до 15 долларов составит 104,1 миллиарда рублей в 2009-м и 112 миллиардов рублей в 2010 году.

Впрочем, отчасти компенсировать потери бюджета минфин предполагает, отменив нулевую ставку НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти. В 2009-м бюджет получит 6591,7 миллиона и в 2010-м - 6772,2 миллиона рублей.

Бюджетная комиссия вчера поддержала предложение о введении налоговых каникул по НДПИ для разработчиков шельфовых месторождений с 2009 года.

По итогам 2009 года с 24,5 до 20,2 процента может снизиться и эффективная ставка единого социального налога (ЕСН). В настоящее время при годовой зарплате сотрудника до 280 тысяч рублей действует максимальная ставка ЕСН в размере 26%, до 600 тысяч - 10%, более 600 тысяч - 2%. При этом сумма налога распределяется между федеральным бюджетом, Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования (ФСС) и фондами медицинского страхования. Минфин настаивал на том, что для предотвращения падения эффективной ставки налога необходимо рассмотреть вопрос об индексации этих пороговых значений в соответствии с темпами прироста зарплаты или уровня потребительских цен, поскольку действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения в 2005 году. По оценкам министерства, эффективная ставка ЕСН с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. "Вместе с тем более существенные решения в области реформы ЕСН должны приниматься только в увязке с принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования", - убеждали финансисты.

Однако предложения минэкономразвития и минобрнауки по повышению амортизационной премии с 10 до 30 процентов, предоставлению налогоплательщикам права увеличивать в 1,5 раза суммы затрат на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в случае если НИОКР привел к положительному результату, минфин категорически отвергает. Мотивация проста: финансистам сложно просчитать последствие потерь бюджета и при 10 процентах, не говоря уж о 30 процентах.

До 2010 года, как пишет минфин, "масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы в среднесрочной перспективе, не запланировано".

Экономика Финансы Налоги Правительство Минфин